RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 19 Июня 2008

Искусство без прикрас

Выставка, открывшаяся в Художественном музее, явилась событием в культурной жизни Новокузнецка. Событием, что называется, «из ряда вон». Художник необычного, нестандартного мышления, имеющий за плечами философское и художественное образование, Руслан Высоцкий представил свой взгляд на мир людей.
Союз искусства и философии – чрезвычайно выразительная сила – убеждались многие, пришедшие узнать, как же выглядит «Сечение мёртвого сознания». Ощущение попадания в сумрачный готический замок, где в коридорах на полотнах живут своей жизнью загадочные и не слишком приветливые персонажи. Эти произведения созданы не для праздного любования. Здесь вам не представится возможности отдохнуть ни душой – так много страдания и яда в этих картинах, ни разумом – изображения перенасыщены знаками и символами, ни глазами – довлеющий чёрный и драматичный красный цвет поглощают почти весь свет. Не случайны и цветовые предпочтения автора. По мысли художника, его излюбленный чёрный – цвет критики, жёстко отсекающей ложь от истины. Красный (вернее, насыщенный интенсивный розовый – уточняет Руслан) – цвет энергии, с которой начинается всё бытие, цвет человеческого и божественного духа.
Понимая, что проникнуть в тайный смысл бытия данных произведений дано не каждому, художник готов быть проводником в мир обитателей своих картин. Нужно подойти к ним вплотную, чтобы внимательно рассмотреть детали, ибо они помогают понять суть. Важны жесты, позы, напряжение мышц, а более всего – взгляд. Живопись Руслана Высоцкого требует изучения «глаза в глаза» (хотя возникает желание держаться всё-таки на расстоянии). Не зря говорят, глаза – зеркало души. Душа у героев Руслана – настоящие потёмки, путь в какой-то потусторонний мир. На что у нашего философа, кстати, есть собственное исследование – любопытная классификация, скажем так, «проникающей способности» разных взглядов.
На открытии выставки он представил свои работы:
– Сзади - Бог, впереди – я сам, сбоку – вы и все ваши страхи. Бог явился художнику в образе ювелира, скрупулёзно осматривающего кристалл – символ духа в каждом человеке. Ювелир, проверяя на качество своё творение, рассматривает обозначившиеся на нём отметины жизни, приобретения и поражения.
Своё место Руслан определил среди троицы заговорщиков, представленных здесь на разных этюдах. Их ещё предстоит объединить в одну большую картину «Трапеза». Один герой – погружённый в раздумья, впрочем, довольно напряжённый. Другой – персонаж с вином. Девушка, которая пытается казаться доброжелательной и услужливой, но её коварная улыбка выдаёт опасность. И, наконец, третий, списанный с себя – персонаж с кошкой, инициатор преступления. Они готовы свершить расправу над персоной, которая как раз находится на заднем плане. Убийство вполне оправдано с их точки зрения, ибо в данном случае они играют роль не конкретных людей, а символов: разума, души и духа соответственно. Которые должны избавить мир от субъекта «нежизнеспособного» – мало думающего о жизни, слишком низко живущего. Жертва трёх – и есть сам преступник. Пожалуй, он даже является центровой фигурой на выставке, поскольку несёт основной её смысл, то самое «мёртвое сознание».
Что же касается нас и наших страхов, то они – в серии дивертисментов, где почти плакатно прописаны люди-образы, обнажённые нервы, судорожные корчи и невыносимая боль.
– Ради чего я пишу эти картины? Потому что мне самому невыносимо испытывать эти тяжёлые чувства, которые имеет каждый из нас в своём сердце в той или иной мере. Страх быть преданным кем-то, страх забвения, страх перед миром инстинктов, страх перед физическим и социальным насилием… Я знаю, как люди издеваются друг над другом, и какого они достигают эффекта от этого. Но это не значит, что я становлюсь на позицию садиста. Я его ненавижу. Я ненавижу и физическое насилие, и социальное.
Честно говоря, потрясает масштаб мыслей – от личностного, психологичного, до остросоциальных проблем и дальше, чего-то совершенно запредельного, вселенского. В экспозиции отдельную роль играют женские портреты, наделённые мощной энергией, персонажи итальянской комедии масок Пьеро и Арлекин, опять же в духе философского переосмысления их сущности. Собственно, подобным образом выворачивая действительность наизнанку, художник вытаскивает на свет (наверное, и на суд) божий неприглядную сторону мира и человека, в том числе не жалея и себя, показывает то, что скрыто. Жестоко? Однако его правдоискание не приемлет компромиссов. Руслан Высоцкий – явление, не входящее в рамки изображения радужного мира и желания видеть абсолютно всё в праздничном цвете. Неслучайно многие, глядя на его произведения, вспоминают Гойю, его офорты и незабвенное - «Сон разума рождает чудовищ». Призраки Высоцкого родом из нашего времени.
– Я изображаю неприятный мир. В силу своего образования, конечно, не могу не подниматься до философских абстракций. Но я более отображаю мир современный, реальный, конкретный, – поясняет художник.
– Да, он максималист, – говорит Елена Башарина. – Руслан очень остро ощущает время. Немногие художники способны быть настолько искренними. Вырабатываешь в себе терпимость, надеваешь маску. А Высоцкий честен перед искусством и перед собой. Резкий, ершистый, прямой – может, из-за этого ещё и неудобен. Далеко не все художники принимают его творчество. Но, тем не менее, видя, как он работает, обретает силу и самостоятельность, меняют первоначальное мнение, начинают относиться с уважением. Руслан нашёл свой путь, и мне кажется, он на верной дороге.

Анастасия Лешкевич, газета "Новокузнецк"
Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter