RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 24 Июня 2008

Устав вступил в законную силу...

8 ноября 2007 года Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Тем самым наконец-то поставлена точка в очень непростой истории разработки этого документа. Закон вступил в силу в мае этого года. Новая редакция Устава имеет существенные отличия. Какой он теперь? Что в нём со знаком плюс? Что со знаком минус? Эти вопросы мы обсуждали с начальником управления по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка Г.В. Самсоновым.
– Геннадий Викентьевич, почему возникла необходимость пересмотра Устава автомобильного транспорта?
– Дело в том, что работа над новой редакцией Устава началась ещё в 1994 году и продолжалась целых 14 лет. Ещё при формировании нового гражданского законодательства, основу которого составлял Гражданский кодекс РФ, стало понятно, что ряд норм старого Устава в это новое законодательство не вписывается.
В 90-х годах была осуществлена экономическая реформа, главным следствием которой стал отказ от системы административного управления и переход к рыночным методам хозяйствования. Рыночные отношения, конечно же, сложились и на автотранспорте. Многие помнят, как появлялись частные транспортные предприятия и индивидуальные предприниматели, транспортный бизнес привлекал тогда многих. Причём не только на грузовом, но и пассажирском транспорте. Как известно, отличительной особенностью рыночной системы транспортных услуг являются отношения между потребителями, то есть пассажирами, и субъектами, оказывающими эти услуги, – транспортными предприятиями или частными предпринимателями, которые определяются договором. Вмешательство государства в эти отношения ограничивается только вопросами обеспечения безопасности и защиты прав потребителей. Коренным образом изменилась и ведомственная система управления автомобильным транспортом. Министерство транспорта РФ утратило хозяйственные функции, были ликвидированы территориальные производственные объединения автотранспорта, государственные предприятия переданы в собственность субъектов РФ и муниципальных образований. Все это потребовало переработки Устава с целью приведения его в соответствие с новой системой государственного управления.
– В чём все-таки отличия?
– Очень важным, на мой взгляд, является то, что теперь Устав распространяется не только на автомобильный, но и на городской электрический транспорт. Предметом Устава теперь являются гражданско-правовые отношения, связанные исключительно с оказанием транспортных услуг, то есть отношениями, вытекающими из договоров между пассажирами и транспортными предприятиями или частными перевозчиками, которые данные услуги оказывают. Заключение договора перевозки пассажиров удостоверяется билетом, сдача багажа – багажной квитанцией, провоз ручной клади – квитанцией на провоз ручной клади. Поэтому так важно пассажиру брать билет у кондуктора, а не отказываться от него. В непредвиденных ситуациях билет является доказательством того, что пассажир ехал именно в этом автобусе и в это время.
Новый Устав уменьшился в объёме. Из него изъяты все нормы, которые в условиях рыночной экономики могут и должны регулироваться соглашением сторон без вмешательства администрации. Ряд норм вступает в силу только в том случае, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Изменилась форма Устава. Она приведена в соответствие с современными требованиями.
В нём появилась новая статья, в которой определяются основные термины. Также Устав регулирует порядок применения путевых листов. Теперь на федеральном уровне будут устанавливаться не формы путевых листов, а только перечень обязательных реквизитов. Это значит, что транспортные предприятия или частные перевозчики сами смогут использовать те путёвки, которые им наиболее удобны в повседневной работе. Определён и порядок заполнения путевых листов.
– Есть ли какие-то изменения, касающиеся пассажирских перевозок? И что это даёт нашим пассажирам?
– Устав вводит новую классификацию пассажирских перевозок в зависимости от вида и формы заключаемых договоров. Выделяются три вида перевозок: регулярные перевозки пассажиров и багажа, перевозки пассажиров и багажа по заказам и перевозки пассажиров и багажа легковыми такси. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публично купленного билета в автобусе, трамвае или троллейбусе и относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
– Тогда возникает вопрос: что относится к транспорту общего пользования? И как обстоят дела с перевозкой льготных категорий граждан частными перевозчиками: будут ли им компенсировать провоз льготников из областного бюджета как «муниципалам»?
– К транспорту общего пользования следует относить общественный пассажирский транспорт, осуществляющий регулярные рейсы по маршрутам (трамвай, троллейбус, автобус). Что касается частников, то на этот счёт есть статья №789 Гражданского кодекса РФ, где перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признаётся перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или лицензии вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина. В лицензиях частных перевозчиков чётко прописано, что они занимаются перевозкой пассажиров автомобильным транспортом, следовательно, относятся к транспорту общего пользования. Также в Уставе определено, что все регулярные перевозки пассажиров и багажа должны осуществляться по расписанию.
Что касается возмещения затрат за перевозку льготных категорий граждан коммерческими перевозчиками, то в настоящее время этот вопрос в стадии рассмотрения.
– Геннадий Викентьевич, а есть ли в новом Уставе изменения по перевозке детей?
– Есть. Они, прежде всего, расширяют льготы для детей. Так, принята поправка о снятии ограничения по количеству детей, которых разрешается перевозить бесплатно совместно с пассажиром в транспорте городского и пригородного сообщения без предоставления отдельных мест для сидения. В ст. 21 Устава появилась часть 2, согласно которой «в случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортных средствах детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше 12 лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем 50% провозной платы».
– Понятно, что Устав, как и любой закон, является некоторым компромиссом. Поэтому он, конечно же, не идеален. Министерство транспорта в ближайшее время должно подготовить ряд правовых документов, среди которых – правила перевозок, изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях … Хочется надеяться, что эти документы не постигнет участь Устава, и они появятся в запланированные сроки.

Подготовила Л.И. ШЕЛУДКОВА, пресс-секретарь УТиС
Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter