RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 15 Июля 2008

«Реформа» – бензиновая, а кошельки – не резиновые!

Лето ознаменовалось повышением цен на бензин. По данным пресс-службы администрации Кемеровской области, его стоимость возросла в июле месяце в среднем на рубль, а в первой декаде этого месяца еще на рубль – полтора. По России же за три последних месяца цены на ГСМ увеличились на 30 процентов, в среднем – на 4,5 рубля за литр. Наибольший подъём цены был зафиксирован в Новосибирске – на 3,7 процента.
Этим неожиданным поднятием завершился всероссийский «Марш пустых канистр», который прошёл в Новокузнецке ещё 26 мая. Участники марша требовали, чтобы бензин был хорошим и стоил 15 – 16 рублей за литр. Реакция на выступление российских водителей последовала практически незамедлительно. Правительство по проекту Владимира Путина решило снизить налоги в нефтяной отрасли. С обывательско-потребительской точки зрения это должно привести к снижению цен на бензин. Сейчас за тонну бензина с октановым числом выше 80 производитель платит 3689 руб. А с 1 января будущего года акциз будет равен 3179 руб. Но, к сожалению, ожидания потребителей не оправдаются. Сэкономленные 510 руб. с тонны горючего пойдут на геологоразведку, разработку новых месторождений и модернизацию производства. Ведь покупательский спрос на нефть постоянно растёт.
По данным Международного энергетического агентства, спрос на нефть за 2007-й год вырос на 4 млн. баррелей в день, а предложение лишь на 2 млн. Дефицит очевиден. В России объём добываемой нефти, по разным оценкам, колеблется от 70 до 184 млрд. баррелей в год. В сети Интернет уже стали притчей во языцех слова начальника отдела отношений с инвесторами «Лукойла» Геннадия Красовского: «В 60-х годах прошлого века мировая добыча была 60 млн. баррелей в сутки, и все считали, что этих запасов хватит лет на сорок. Сейчас мы добываем 80 млн. баррелей, а запасов всё равно осталось на сорок лет».
Не только количество играет решающую роль, но и качество. С сентября 2008 года в России пройдёт ужесточение экологических требований к производимому бензину. На сегодняшний день исчерпывающей характеристикой бензина считается октановое число.
Уже в сентябре мы должны увидеть такие надписи на баннерах АЗС: «АИ-95, Евро-3» или «АИ-95, Евро-4». Так будут обозначаться экологические европейские стандарты, ужесточающие требования к топливу – по содержанию серы, бензола, металлов. Уже с осени бензин не может быть качеством ниже «Евро-3». Сейчас на новокузнецких АЗС продаётся бензин только стандарта «Евро-1». От нововведений цена будет возрастать: в России есть лишь один нефтеперерабатывающий завод, который может производить топливо данного стандарта. Он находится в Красноярском крае – в Ачинске.
Но большинство АЗС в городе получают бензин с Омского НПЗ. Для модернизации завода требуется около 1 млрд. долларов. И, самое главное, нужно время, по некоторым оценкам - до трёх лет. Вот и назревает ответ на модернизацию – повышение цен. В этом случае цены на бензин порядка 50 рублей не кажутся фантастическими. По данным независимого Левада-центра, в Секторе Газа, испытывающем топливный кризис, литр бензина уже стоит 10 долларов.
Огромным плюсом нового, «более экологичного» бензина станет снижение вредных выбросов в атмосферу. К тому же использование «внестандартных» видов бензина вредит и новым иномаркам. Автомобили, выпущенные позднее 2006 года, рассчитаны исключительно на стандарт «Евро-4».
Но даже «современное» топливо по новой цене в 22 рубля кажется большинству новокузнечан дорогим. Николай Павлович Новиков, автолюбитель с 30-летним стажем, делится: «Ездить стало очень уж затратно. Я пользуюсь автомобилем только в дачный сезон. На месяц поездок на дачу не хватает полутора тысяч. Если бензин станет ещё дороже, то просто не смогу пользоваться машиной. Придётся ездить на электричке».
Но не все ездят только до дачи и обратно. Для многих горожан автомобиль – это неотъемлемая часть работы. Тут понадобится потратить куда больше. Если в среднем проезжать в день 100 км (а на это уходит приблизительно 10 литров), то за 21 рабочий день месяца придётся расстаться с 4620 рубликами. А поскольку цены, в связи с переводом на новый стандарт, вырастут на 30 процентов, то и затраты возрастут до шести тысяч рублей.
Как ни странно, и сами АЗС испытывают множество трудностей в связи с повышением цен. Как рассказывает оператор АЗС «Бизон», «объём продаж значительно упал за последний месяц, приблизительно на 40 процентов. Клиенты постоянно высказывают недовольство».
Какой реакции людей ждать в сентябре – не знает никто. Единственное, на что остается рассчитывать, так это на неисполнение закона. Ведь в рекордно короткие сроки нереально перевести с неэкологичного «Евро-1» на бережный для окружающей среды «Евро-3».

Нина ОВЧИННИКОВА, газета «Новокузнецк»
Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter