RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 24 Июля 2008

Такая вот работа…

Во времена моего ученичества мама говорила мне: «Учись хорошо, иначе в университет не поступишь. В кондукторы пойдешь!» И вот журналистская практика дала мне возможность испытать на своей шкуре профессию, которой так усиленно меня пугали в детстве. На один день я становлюсь кондуктором.
Раннее-прераннее утро. Не привыкла просыпаться в такое время. И уж тем более работать. Стою на конечной остановке, позевывая, жду свой троллейбус. Работать кондуктором буду на 1-ом маршруте. Наконец дождалась. Меня приветливо встречают водитель Александр и моя наставница в этом нелегком труде – Вера.
Получаю краткий инструктаж: «Стоимость обычного билета – 7 рублей, по пенсионному удостоверению – 3, льготные и проездные – бесплатно». 6.00. Начинаю трудиться. Заходят первые пассажиры. Бабушка с внучкой, два каких-то парня, женщина с огромной авоськой. Собрав всю свою волю в кулак, натянув приветливую улыбку, иду их обилечивать. «А у вас что за проезд?» – спрашиваю у молодой женщины. «Проездной», – быстро отвечает она и отворачивается. «Будьте так добры, могу я на него взглянуть?» – повторяю уже более настойчиво. «Нет! В сумку далеко лезть!» – резко получаю в ответ. Вежливо прошу её покинуть троллейбус. «Кого только в кондукторы не берут!» – напоследок говорит скандальная пассажирка и выходит на остановке. Вот так в первые минуты работы я напросилась на грубость. А ведь одна из главных обязанностей кондуктора – проверка проездных документов, пассажиры обязаны их предъявлять без напоминания.
На следующей остановке заходит уже гораздо больше людей. Всех нужно пересчитать, запомнить, чтоб не пропустить «зайцев». На линии работает контроль. За таких вот «безбилетников» кондуктора могут и премии лишить (а это порядка тысячи рублей). Иду по салону, пытаюсь разглядеть незаплативших. Оказывается, с непривычки в толчее ох как трудно различить тех, кто уже оплатил, а кто недавно вошёл. «Девушка, а про меня забыли», – слышу с задней площадки салона. Подхожу – молодой парень протягивает десятку. Сдаю сдачу. «А билета не нужно, – говорит он. – Знаю я, как вам плохо живется». «А как плохо?» – удивляюсь я. «Ну, зарплаты у вас маленькие и все такое. А телефончик не дадите?» – говорит улыбаясь. «Я на работе», – отвечаю гордо. Таких назойливых встречается за смену немало. А ещё и бабушки, которым не с кем поговорить. И мужчины, у которых от горячительного просыпается чрезмерная общительность. К сожалению, некоторые горожане таковы, что кондуктора считают то ли психологом, то ли «развлечением», то ли вообще объектом для насмешек. Кстати, билет я всё-таки дала. Как-никак это мои обязанности.
Дальнейшие впечатления от работы таковы: «хвост» троллейбуса – его «голова». Иду туда – обратно. И снова туда – обратно. За четыре рейса от проспекта Октябрьского до Запсиба заработала 1880 рублей, совершая путешествия по переполненному салону. Количество потраченных нервных клеток – увы, не подсчитано. Были и люди под наркотическим опьянением, которые ни заплатить, ни выйти не хотели. Были и бабульки, которые упорно не хотели показывать свое льготное проездное удостоверение. И два лица «не нашей» национальности, которые просто откровенно издевались надо мной. За эти четыре часа я устала так, как не уставала ни разу в жизни.
Побывав в «шкуре» кондуктора, узнала об этой профессии многое. Но главное – пришло понимание, что это колоссальный, настоящий труд. Постоянная работа с разными людьми, порой такими тяжёлыми. Список обязанностей внушителен. В должностной инструкции указано, что кондуктор всегда должен быть приветливым, опрятно одетым, доброжелательным. Необходимо и наблюдение за порядком в салоне (особое внимание нужно уделять взрывоопасным предметам). Ко всему прочему кондуктор обязан следить за тем, чтобы уступали места беременным, пожилым. Наведение порядка – и это входит в обязанности. После каждого рейса проверяется, нет ли мусора в салоне, не оставил ли кто свои вещи. Необходимо вести учёт билетов, записывать номера последних в специальную ведомость.
«А какова же зарплата?» – спросите вы. Она не столь мала, как мы привыкли думать. Это миф, который предстоит развенчать. Конечно, заработок зависит от выполненного плана (той денежной суммы, которую кондуктор должен сдавать ежедневно в кассу). Но и 15 – 20 тысяч рублей не редкость. В среднем же кондуктор получается семь – десять тысяч рублей.
Моя смена закончилась в полдень. Уставшая, но довольная своим экспериментом, я брела домой. Пешком. Наездилась вволю. Теперь я точно знаю, что к представителям этой профессии буду относиться только с огромным уважением!

Нина ОВЧИННИКОВА, газета «Новокузнецк»
Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter