RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 1 Августа 2008

Дорога без конца

Если бы в далёком детстве у девочки Нади не было бы соседки тёти Раи, которая работала проводницей, наверное, сегодня Надежда Дмитриевна Казакова не была бы начальником пассажирского поезда, а была бы, к примеру, продавцом или учителем. Но соседка тётя Рая, возвращаясь из поездки, рассказывала о поездах, больших городах и маленьких деревеньках, мимо которых они проносятся, о людях, встречавшихся на пути.
Вскоре Надя уже не сомневалась – когда вырастет, обязательно станет проводницей. Всё, что связано с железной дорогой, представлялось ей очень интересным. Окончив школу, она по настоянию родителей выбрала более серьёзное, на их взгляд, дело. Поступила в горнотранспортный техникум на отделение организации транспортных перевозок. В каникулы в составе студенческого отряда «Голубая стрела» отправилась в свою первую поездку.
Романтика кочевой жизни захватила, детская мечта стала реальностью. К окончанию техникума Надежда уже не сомневалась, где и кем будет работать. Вот уже 24 года колесит она по просторам Родины, половину из которых – в должности начальника поезда. Проехала от Новокузнецка до Владивостока, Адлера, Санкт-Петербурга, Москвы, Алма-Аты, Ташкента, Бишкека и других городов когда-то Советского Союза, а потом России, ближнего зарубежья. Её путеводителем стала толстенная книга под названием «Расписание движения пассажирских поездов», по которой она отслеживала большие и маленькие станции, полустанки и полустаночки, на которых входили или выходили пассажиры. Сегодня Надежде Дмитриевне уже не нужно листать этот фолиант. Она наизусть помнит не только название всех станций, время стоянок, но и километраж от одной до другой.
Работа у Н.Д. Казаковой ответственная. От её организаторских способностей, профессионализма, безукоризненного выполнения своих обязанностей проводниками, а их в бригаде 21 человек, зависит безопасность пассажиров во время следования поезда. Это только на поверхностный взгляд кажется, что работа проводника сводится к проверке билетов, наведению чистоты в вагоне, приготовлению чая. А он, прежде всего, следит за состоянием ходовых частей подвагонного оборудования: буксами, колёсными парами, редукторами, генератором и прочим. На каждой станции, где стоянка не менее 10 минут, в обязательном порядке вместе с начальником поезда проверяет их исправность. Во время движения вслушивается в стук колёс, чтобы не пропустить посторонние шумы. «А если не заметили поломки, что может случиться?» – интересуюсь я. Надежда Дмитриевна подобную ситуацию не допускает: «Никаких «если»! Не заметить нельзя!».
Сделать пребывание пассажиров поезда дальнего следования комфортным – задача непростая. Но Н.Д. Казакова и её бригада справляются с ней на отлично. Недавно руководимый ею коллектив стал победителем сразу двух соревнований: внутрипроизводственного, среди работников 48-ми поездных бригад вагонного участка «Новокузнецк», и регионального, объявленного Западно-Сибирской дирекцией по обслуживанию пассажиров. Нужно было немало потрудиться, чтобы обогнать коллег-железнодорожников из Новокузнецка, Омска, Томска, Новосибирска, Барнаула, Кемерова и стать лучшими в Сибири. Как было отмечено на заседании комиссии по организации и подведению итогов соревнования, коллектив поездной бригады под руководством Н.Д. Казаковой обеспечивает высокую культуру обслуживания пассажиров в пути следования, безопасность движения поездов, пожаробезопасность, соблюдение санитарных норм в обслуживаемых вагонах, температурного режима и так далее. Контролирующие органы не выявили ни одного нарушения правил перевозок пассажиров, багажа на железнодорожном транспорте.
Она относится к пассажирам так, как относилась бы к гостям, которых пригласила в свой дом. Им, конечно, приятно, когда их приветствуют уже при посадке в вагон. Как только поезд тронулся, по радио знакомят с обслуживающим персоналом, информируют о правах и обязанностях, расположении штабного вагона и вагона-ресторана. И далее, без напоминания, влажная уборка не менее двух раз в сутки, безукоризненная работа вагона-ресторана, горячие обеды в купе, кондитерские изделия к чаю. «Людям нет надобности, как когда-то, запасаться в дорогу продуктами питания, всё необходимое можно приобрести в вагоне», – говорит начальник поезда. Дважды в день проводится опрос. «Делается это просто,– рассказывает Надежда Дмитриевна. – Иду по вагонам, знакомлюсь, прошу высказать претензии, пожелания. Недостатки устраняем незамедлительно». Правда, не всё зависит от начальника поезда и проводников. К примеру, пассажиры хотят, чтобы вагоны были оснащены кондиционерами и телевизорами. Увы, первые пока имеются только в фирменных поездах и в вагонах повышенной комфортности, вторые – только в СВ.
Дальняя дорога, замкнутое пространство. Очень быстро люди, ещё несколько часов назад даже не подозревавшие о существовании друг друга, становятся почти родными. Иногда ночью в полукупе к дежурному проводнику заглядывает кто-нибудь из пассажиров.
«Не спится что-то, – говорит. – Сделайте мне, пожалуйста, чайку». Завязывается разговор. Сколько волнительных историй из жизни пассажиров пришлось выслушать Н.Д. Казаковой за 24 года! О несчастной и счастливой любви, о непростых взаимоотношениях с детьми, о не проходящем чувстве вины перед близкими, покинувшими этот мир, о профессиональных успехах и неудачах. «Бывало, что и насмеёмся вместе, и наплачемся, – вспоминает Надежда Дмитриевна. –
Конечно, подобные беседы с пассажирами не входят в обязанности проводника, но ведь жизнь не ограничишь рамками должностной инструкции. Я всегда понимала, что поделиться наболевшим с человеком малознакомым порою бывает легче, чем с близким». Как часто ей говорили «спасибо» только за то, что умела слушать. Давно забыты лица людей, которые, как исповеднику, доверяли ей свои душевные тайны, а их рассказы хранятся в памяти подобно когда-то прочитанным книгам.
Видимо, романтика заложена в самой сути этой профессии, поэтому легко представить, как поезд мчится вдаль, разрезая мрак ночи. На минутку притормаживает на затерявшемся в просторах России полустанке, о существовании жизни на котором свидетельствует один-единственный огонёк, и снова набирает ход. А ночной визитёр, глядя в тёмное окно, рассказывает историю своей любви. Поезд можно сравнить с самой жизнью, неумолимо бегущей вперед: сначала чёрные проталины на ещё заснеженных полях, потом зазеленевшие рощи, затем буйная летняя зелень и предосенняя желтизна.
Надежде Дмитриевне философствовать сидя у окна недосуг. Дорога полна неожиданностей, потому что нет двух одинаковых пассажиров и у каждого, как говорил известный литературный герой, свой жанр. Неслучайно в коллекции почётных грамот у Н.Д. Казаковой есть благодарность от милиции за задержание опасного преступника, а у проводников её бригады – за обнаружение наркотических средств. Как самого опытного начальника самой опытной бригады вот уже второе лето Н.Д. Казакову направляют обслуживать поезд «Новокузнецк – Кемерово – Анапа», который вывозит на отдых детей Кузбасса. «Поезд №565/566, состоящий из 22 вагонов, отправляется из Новокузнецка, подсаживает детей в Прокопьевске, Киселёвске, Белово, Кемерове и везёт на юг, – рассказывает заместитель начальника депо по пассажирским перевозкам, начальник резерва проводников вагонного участка «Новокузнецк» Сергей Викторович Веселков. – И так все лето: туда одну группу, назад другую. Работа очень ответственная. Порядок организации перевозок организованных групп детей год от году становится жёстче и жёстче».
В «детском» поезде Надежде Дмитриевне приходится выступать не только в роли главнокомандующего, но и доброй феи, которая всё замечает и всем помогает. Хотя в каждом вагоне по два телевизора, много кассет с художественными и мультипликационными фильмами, а с юными пассажирами проводят ежедневные конкурсы и даже спортивные соревнования, дети, которые впервые оторвались от семьи – младшим всего-то по 7 лет, переживают разлуку с родителями.
«Иду по составу, вижу, стоит пацанёнок, грустит, – рассказывает Надежда Дмитриевна. – Что случилось? –По маме скучаю! – Пошли ко мне в гости, поговорим. Угостишь чем-нибудь вкусненьким, расскажешь про море, про лагерь, про новые впечатления, которые его ожидают, смотришь, глазёнки загорелись, успокоился и перестал грустить». Самой же никогда не удаётся не то что ознакомиться с достопримечательностями Анапы, или другого курортного города, но даже в море искупаться. На начальника поезда возложена большая ответственность на подготовку поезда в обратный путь. А времени в обрез – всего-то шесть часов. Так что не до отдыха.
«Не утомляет жизнь на колёсах? – спрашиваю Надежду Дмитриевну. – Не приходит желание «оседлать коня»?». «Усталости нет, – говорит она. – Мне нравится моя профессия. Если требуется для производства, я без лишних уговоров еду оборотом, то есть не отдыхая, сразу же ухожу в новый рейс. Работа есть работа». Завтра она снова наденет серо-голубой форменный костюм и в несчётный раз отправится в поездку. Всё будет как всегда: беспокойные пассажиры, планёрки и технические занятия с проводниками, ревизорские проверки и прочая производственная суета. Поезд, как всегда, будет мчаться вдаль мимо берёзовых рощ, небогатых русских деревенек, уездных городков с колоритными названиями. Для Надежды Дмитриевны Казаковой всё будет узнаваемым и родным, потому что эта дорога – её.

Татьяна МИНЕЕВА, газета «Новокузнецк»
Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter