RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 1 Августа 2008

Промышленности посвящается

Выставка «Земля Кузнецкая, исток моей судьбы» открылась в Новокузнецком художественном музее. Здесь собраны работы художников, написанные в период с 1940 по 2000 годы. Все они посвящены теме промышленного производства, индустриализации нашей страны и Новокузнецка в частности.
Однажды Галина Степановна Иванова, искусствовед, передала замечание приезжих художников, в котором было что-то вроде восхищения, а то и зависти: дескать, та промышленная дымка, окутывающая город – чрезвычайно загадочна и колоритна. Наверное, в этой мысли есть нечто, раз взгляд профессионала отметил такую особенность нашего города. Действительно: природных естественных красот для живописания в России предостаточно, а вот чтобы воспеть индустрию – все в гости к нам. Мы конечно, любим свой город и гордимся трудовыми подвигами наших земляков. И художники в этом плане тоже вполне преуспели.
Огнедышащий организм, «адский пламень» чугунных рек, бурлящая лава, сверкающее золото расплавленного металла… Работа «Чугун идёт. (Металл идёт)» знаменитого ленинградского художника А. Самохвалова, посвящённая КМК, сплошь залита огнём. Искусствоведы отмечают лиричность произведений К. Ананьина, у которого даже суровая индустриальная натура звучит по-особому прочувствованно. Грохочущие гиганты у И. Елагина становятся очень колоритными благодаря большому мастерству автора в передаче серых оттенков. К слову, когда проектировался Запсиб, группа новокузнецких художников побывала в Подмосковье на творческой даче-мастерской Розенблюма, где они и разработали цветовое воплощение домен, корпусов завода. Предложили серебристо-серо-жемчужное решение – цвет, который скрадывает заводскую копоть. Как раз эту «серость», её градации от лёгкого дымчатого до глубокого насыщенного мы и имеем возможность увидеть в Художественном музее.
Конечно, производственная тема была очень востребована в эпоху социалистических свершений, и художники не могли обойти «спущенный сверху» госзаказ. Но, как справедливо замечает Галина Иванова, разве великие, гениальные художники всю свою жизнь не писали заказных произведений? У них вообще не было такого понятия как «творческая работа», тем не менее, они создавали шедевры.
– Любой заказ можно сделать блестяще, если ты мастер, – говорит Галина Степановна. – В Новокузнецке в то время такие выставки организовывались ежегодно, и все художники имели возможность заработать на них, поскольку всё это закупалось предприятиями и музеями.
Нужно сказать, что представители великолепного старшего поколения художников, зачастую не получившие профессионального образования из-за войны, проходили свои университеты в творческой среде Художественного фонда, где общались и учились друг у друга и самородки, и люди с блестящим образованием, и так и не успевшие закончить училища. Поэтому вряд ли можно упрекнуть в «любительстве» авторов, ставших отличными колористами, мастерами цвета и нюансировки, хорошо чувствующих композицию и впечатляюще передающих идею произведений.
В «Земле Кузнецкой…», кроме сугубо «производственных моментов», присутствуют скульптуры – фигуры рабочих, портреты и городские пейзажи, как раз «овеянные» той самой «дымкой». Например, мягкий «зимний» этюд А. Карманова «Смена идёт» или «Окраина Кузнецка» К. Ананьина. На портретах – опалённые огнём лица, суровое сосредоточение на процессе работы, или «тяжёлый» отдых в коротких перерывах. И логичным завершением всей экспозиции служит инсталляция «После работы», весьма жизненная: хлеб, банка сайры, помидор, соль, лучок, рюмочки – что может быть лучше после тяжёлой трудовой смены…

Анастасия ЛЕШКЕВИЧ, газета «Новокузнецк»
Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter