RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 7 Октября 2008

Пространство духа

В этом году свой профессиональный праздник учителя отмечают в процессе вовсю идущего в стране реформирования системы образования, направленного на преодоление неэффективности современного процесса обучения. Главное требование времени – учитель должен стать функциональным, действие каждого учебного часа, четверти, года – результативным. Задача педагога – обеспечить качественный технологический процесс обучения.
За функциональный подход в образовании выступают не только органы, проверяющие школы, но и родители. Подавляющее большинство из них уверены, что ребёнку для успешной реализации в жизни просто необходимо высшее образование, гарантирующее престижную и высокооплачиваемую работу. И от школы родители ждут в первую очередь достаточный для поступления в вуз уровень подготовки их детей.
Но хороший учитель и учитель, «у которого все поступают», – это не всегда синонимы. Задачи и возможности педагогики гораздо разнообразнее и сложнее.
Если система ставит себе главною целью достигнуть механически в положенный срок предписанного результата, а «управление педагогическим процессом в целом, и школой в частности, остаётся авторитарно ориентированным, – пишет заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук П.И Третьяков, – то это является гибельным для творческого самопроявления личности как педагога, так и учащегося… При этом в равной степени страдают и обучаемые, и обучающие».
Настоящий учитель понимает, что в каждом ребёнке он имеет дело с живой глубокой душой, и чем дольше в неё вглядываешься, тем больше открывается таинств. У каждого свои мысли и свои интересы. И как возможно измерить образовательное и воспитательное воздействие учителя на учеников, если установлена между ними эта связь душ, понимающих друг друга? Как подсчитать это нечто сокровенное, недоступное никакой проверке?
Всегда ли сторонний инспектор, определяя состояние и успехи школы лишь внешними результатами экзамена, сможет разглядеть добро и успех там, где они сокрыты во внутренней жизни?
Как оценить итог работы учителя, если ученик, к примеру, в начале учебного года сделал в диктанте 20 ошибок, а в конце – только восемь? Вместо единицы теперь ему можно уже поставить заслуженную двойку! И как себя должны чувствовать и тот, и другой, приложившие немалые усилия для достижения небольшого успеха, не нашедшего никакого отражения в отметке?
И потом: ребёнка надо не только вооружать знаниями и развивать интеллектуально – необходимо его и нравственно сориентировать в этом мире (хотя бы попытаться это сделать), ведь холодная сила ума в соединении с бездушностью, бесчувственностью сердца – это страшное дело. Это не всегда могут или хотят сделать родители, но это подвластно Учителю с большой буквы, не затюканному, не униженному обстоятельствами.
В этом году часть учебных заведений города претерпела нещадную реструктуризацию. Немало пролито слёз и ученических, и учительских. В редакцию до сих пор приходят письма от учеников и родителей с просьбой помочь сохранить класс, школу. Вот цитата из одного – одиннадцатиклассники, которым пришлось перейти в другой коллектив, пишут: «Нам сказали, что теперь нет такого понятия «родная школа, родной класс». Что мы уже не маленькие дети, и нам просто надо получить образование…
Получается, что и воспитание, и учение становятся только механикой, но плоды этого очень уж горьки для юного поколения, какими бы блистательными ни казались конечные результаты в виде похвальных аттестатов и получаемых при их помощи мест.
Современная школа, конечно же, требует изменений и преобразований – изначально всегда присущее массовому обучению расхождение интересов тех, кто учит, и тех, кто учится, кажется, сделалось сегодня почти непреодолимым. Взаимные эмоциональные оценки, выставляемые учениками и учителями друг другу при анонимном анкетировании, негативны. В ответах респондентов достаточно в большом проценте фигурируют такие чувства, как обида (от несправедливой оценки), взаимное раздражение (от непонимания друг друга), скука (нет интереса, радости открытий) и другие. Стороны нередко проявляют яркое взаимное недовольство, выставляя нелицеприятные оценки: учителя – «непрофессионалы», ученики – «лодыри и тупицы». Только порядка двенадцати процентов из числа опрошенных позитивно оценивают своё обучение в школе. Так что, естественно, есть над чем работать.
И что важно, идеальный учитель, по мнению ребят, человек понимающий, тот, кто умеет работать не только с гениями, но и с «не совсем гениями». А ещё дети хотят, чтобы с ними занимались с желанием. Проводя реформы в школе, надо бы постараться окончательно не отбить это самое желание у педагогов!
Хоть кто-нибудь замерял километры и килограммы отчётов, которые учитель современной школы должен составлять ежедневно, каждую четверть, в начале и конце года, на отдельного ученика, на весь класс в целом, по предмету и по внеклассной работе с детьми и родителями и прочее-прочее-прочее, а завуч потом – всё это сводить воедино в громады графиков, папок?.. Школьная система образования потонула в бумагах, нужных, не очень нужных, совсем лишних. И порой в силу этих «объективных» причин ученик отходит на второй план: учитель загружен так, что не продохнуть…
Школа не может уподобиться бездушной машине. Воспитание и обучение, школьное дело – это пространство духа, где ребёнок (в идеале) должен испытывать радость познания и иметь право быть оценённым не по ошибке. Настоящий учитель – тот, кто умеет смотреть сквозь них и видеть, к чему способен ученик, как он может развиться дальше…
Каждый год в начале октября у всех нас есть повод вспомнить тех учителей, которые повлияли на нашу жизнь. Подумать о том, что было бы, если бы эти люди не встретились на нашем пути, если бы они в силу обстоятельств вдруг перестали быть учителями?
Один из учащихся написал в анкете: «Учителя нужны для того, чтобы остались светлые воспоминания о школе». А самим педагогам для этого нужны условия и стимулы для нормальной работы.

Алёна НЕЗВАНОВА, газета «Новокузнецк»

Использованы материалы электронных СМИ.

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter