RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 14 Октября 2008

Экспериментальная зарплата

В школах снова перемены. И не только те, что зовут учеников передохнуть между уроками.
Вслед за недавним массовым высвобождением педагогических кадров в образовательных учреждениях вводится новая отраслевая оплата труда, и многих педагогов зарплата за сентябрь уже не порадовала: она стала ниже. О том, что эти процессы связаны между собой, стало понятно из выступления на пресс-конференции председателя комитета образования и науки администрации Новокузнецка Григория Анатольевича Вержицкого.

Новая отраслевая система оплаты труда вводится с 1 сентября в порядке эксперимента в 74 образовательных учреждениях Новокузнецка на основании целого ряда нормативных документов областной и городской администраций. От чего зависит теперь средняя зарплата учителя? Во-первых, от наполняемости классов. Если она соответствует плану (25 учеников в классе), понижения зарплаты быть не должно. Во-вторых, от объёма нагрузки учителя. Даже при полной наполняемости классов её уменьшение скажется на зарплате – она тоже станет меньше (кстати, при уменьшении количества классов в новом учебном году у руководителей образовательных учреждений был выбор – сокращать педагогов или перераспределять нагрузку). Существенное влияние на зарплату, наконец, призвана оказать стимулирующая надбавка. Её объём зависит от количества набранных учителем баллов, определяющих качество подготовки учащихся.
Теперь каждому педагогу предстоит уяснить, что такое централизованная, базовая и стимулирующая составляющие части фонда оплаты труда (ФОТ). А руководителям при формировании и утверждении штатного расписания учреждения в пределах базовой части ФОТ – учесть распределение средств между работниками: 70 процентов направить на оплату труда учителей (так как благодаря им прежде всего образовательные учреждения выполняют свою важнейшую функцию) и 30 процентов – на оплату труда прочего персонала, не занятого непосредственного в педагогическом процессе. Исходя из фондов оплаты труда образовательное учреждение может по желанию оставить у себя любую штатную единицу – например, пионервожатую.
Важной деталью Г.А. Вержицкий назвал зависимость заработка директора школы от среднемесячной зарплаты учителей.
20 процентов фонда оплаты труда может быть направлено на стимулирование деятельности работы педагогов в зависимости от показателей качества. По основным видам деятельности учителя школа устанавливает определённые критерии и индикаторы. Это могут быть, например, результаты сдачи ЕГЭ, текущая или итоговая успеваемость учащихся. Система накопительная, и, если педагог показывает высокое качество по всем показателям, у него увеличивается общий объём баллов, влияющий на уровень зарплаты.
Нормативные акты стимулирования персонала разрабатывают сами образовательные учреждения. Более того, у них должны быть созданы государственно-общественные органы управления, в которые помимо представителей образовательных учреждений входят и учащиеся, и родители. От них тоже зависит распределение стимулирующего фонда.
Переходу на новую систему оплаты труда предшествовала длительная подготовка. С 1 января школы перешли на подушевое финансирование. В феврале-марте провели предварительное комплектование классов на 2008 – 2009 учебный год, проделали большую работу по оптимизации учебных планов, штатных расписаний и нагрузки между учителями.
Самым сложным вопросом подготовительного периода Г.А. Вержицкий назвал «приведение к целевым показателям» соотношения количества учителей и прочего персонала в образовательных учреждениях. По показателям эффективности, утверждённым 825-м Федеральным законом, это соотношение должно быть 1:3,5 (на 3,5 учителя – 1 штатная единица прочего персонала). А было практически 1:1. То есть людей, занятых не обучением детей, а обеспечением функций, сопутствующих этому основному процессу, было слишком много. С 1 сентября поэтому выведены в аутсорсинг обеспечение питанием, текущий ремонт, уборка помещений, а также психологическая помощь, и теперь образование эти услуги покупает. Но оно было заинтересовано в том, чтобы «свои» кадры остались на местах – и в новые предприятия эти работники перешли переводом, не потеряли социальных льгот. Педагоги-психологи и социальные педагоги, например, теперь являются сотрудниками детско-юношеского центра «Орион», выигравшего конкурс, и продолжают работать в тех же образовательных учреждениях, что и раньше. Эти мероприятия должны привести к сохранению фонда оплаты труда в школах и вместе с тем – к увеличению его стимулирующей части: чем она больше, тем больше средств в виде вознаграждения может распределяться между работниками. Процесс аутсорсинга не прошёл незамеченным. Например, в начале учебного были проблемы с организацией горячего питанием в школах, связанные с тем, что некоторые повара предпочли переводу увольнение.
Г.А. Вержицкий рассказал об участии муниципалитета в начавшихся преобразованиях. Бюджет будет вносить доплаты на содержание малочисленных и территориально удалённых школ. Многие кочегары, повара переведены в МУ, оплату их труда берёт на себя муниципалитет, а средства, которые ранее шли в их фонд оплаты труда, теперь поступят в стимулирующий фонд учреждений. Подобная же ситуация – со специалистами художественно-эстетических, культуро-творческих центров в составе образовательных учреждений; с мастерами производственного обучения в отдельных специализированных школах. Выделены средства и на индивидуальные и групповые часы для обеспечения качественного образования и индивидуальной работы как с одарёнными, так и с отстающими детьми.
И всё же необходимо вернуться к началу разговора, когда мы упомянули об огорчённых снижением зарплаты педагогах. Далеко не со всеми произошла такая ситуация, утверждает Г.А. Вержицкий. Во всех образовательных учреждениях ввели мониторинг, чтобы иметь ясную картину, где заработная плата осталась прежней, где упала. Некоторый оптимизм внушает мнение председателя комитета образования и науки о том, что сентябрь и даже октябрь не могут быть показательными месяцами и потому, что только заканчивается тарификация, и по ряду других причин. Ясную и полную картину мы будем иметь в ноябре. Тогда и настанет пора анализировать.

Лолита ФЁДОРОВА, газета «Новокузнецк»
Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter