RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 23 Октября 2008

Великий странник

В народном музее семьи Рерихов библиотеки им. Д.С. Лихачёва, что находится в Ильинском районе, для школьников и всех желающих проводятся экскурсии по выставке репродукций картин Николая Рериха, посвящённые 80-летию его Центрально-Азиатской экспедиции. «Легенды Азии» – лишь небольшая часть наследия художника, осуществившего одно из самых удивительных путешествий в истории XX века.

Выпускник Петербургской художественной академии Николай Рерих имел славу деятеля культуры международного масштаба, просветителя и «человека космического сознания». Вместе с группой единомышленников, женой и старшим сыном – учёным-востоковедом, владевшим более чем двадцатью языками, – Николай Константинович изучал азиатские просторы в период с 1923 по 1928 годы. Им удалось пройти путь длиной свыше 25 тысяч км, пролегающий по территории пяти государств: Индии, Китая, Тибета, Монголии и России. Верхом на лошадях, преодолевая горные перевалы, ледники и раскалённые пустыни, отбиваясь от встреч с разбойниками, подвергаясь игнорированию тибетских властей, продержавших исследователей пять месяцев в летних палатках на высокогорье, где температура ночью опускалась до минус 60 градусов, – этот поход стал серьёзным испытанием для участников. Надо сказать, что вокруг самой экспедиции строилось и строится немало догадок и научных теорий. Одни исследователи убеждены, что Рерих во время своего странствия выступал в роли геополитического деятеля: ведя переговоры с руководителями США, Монголии и Советского Союза, пытаясь наладить отношения с духовным лидером буддистов Далай-ламой XIII, он стремился основать некое идеальное «монголо-сибирское» государство – так называемую Новую страну. Другие заявляют о причастности Рерихов к спецслужбам ОГПУ и представляют экспедицию как попытку свергнуть тибетское правительство и установить пролетарскую диктатуру. Третьи опровергают доводы «клеветников» и полностью отвергают какую бы то ни было политическую подоплёку, подчёркивая сугубо культурно-просветительскую направленность путешествия. Встречаются и мнения, что Рерихи тогда искали таинственную Шамбалу, недаром в составе экспедиции находился будто бы посланец из страны добра и света. Как бы там ни было, сам Николай Константинович целью своей экспедиции обозначил прежде всего ознакомление с культурой Азии, наблюдение за современным состоянием религии и обычаев этой части света. Путешественники занимались изучением засухоустойчивых растений, геологическими и археологическими изысканиями. По собственному признанию, Рериха очень занимала теория великого переселения народов. Стараясь отыскать следы миграции человеческих масс с востока на запад, он устанавливал связи между культурами Азии, России и Европы, их взаимопроникновение и влияние друг на друга. Например, обратил внимание, что в русском языке присутствует немало санскритских слов. Он находил, что традиционные костюмы и архитектура Индии во многом напоминает русские, украинские и белорусские. После азиатского похода Рерих основал, (а в других случаях содействовал основанию нескольких институтов по всему миру): Гималайский институт «Урусвати», проводивший передовые научные исследования в сфере изучения космических лучей, раковых заболеваний, биохимических процессов, тибетской медицины и фармакопеи, институт востоковедения в Париже и археологический институт в Праге. Из своего путешествия по Центральной Азии Николай Константинович привёз около 500 картин и этюдов и ещё множество написал впоследствии по памяти. Красоты величественной природы и древние легенды стали сюжетами его произведений. Что ни картина, то сказание. «Дары китайской принцессы Ван-Чинг» – о том, как просвещённая китаянка отправилась к будущему мужу – тибетскому монарху – и привезла с собой пшеницу, ячмень и прочие артефакты своей великой и развитой культуры. Полотно «Белый конь счастья», который когда-нибудь придёт с небесных высот, выражает надежды и чаяния тибетцев об освобождении от невежества и рабства. «Будда дающий» – здесь Будда спускается по ступеням с полной чашей в руке, а навстречу ему поднимается старец с пустой. Чаша – то, что можно накопить, в данном случае – знания, которые Будда сам получил, сохранил и может передать, а старец – тот нищий духом, который просит насытить его… Исторические пейзажи Рериха возвращают нас к тому прошлому, которое именно на «архаичном» Востоке могло остаться в счастливой неприкосновенности и в будущем стать мерилом для духовного возрождения.
Судя по встречам художника с восточными мудрецами и духовниками, Рериха зачастую «уличали» в том, что он претендует на «пост» западного далай-ламы. Однако всё же он был православным христианином и при своём увлечении восточной культурой очень терпимо относился ко всем остальным религиям. На одной из картин он изобразил Чингисхана – сурового правителя, тем не менее, установившего ряд законов, касающихся терпеливого отношения к верованиям других народов. В устранении непонимания, ведущего к войнам и распрям, в возвращении к единению народов земли можно усмотреть суть действий выдающегося художника и путешественника, далеко шагнувшего за горизонты Родины, увидевшего свет той другой, неизведанной – восточной стороны земного шара – и выразившего эту «мудрую красоту прошлого» в своём учёном и творческом наследии.

Анастасия ЛЕШКЕВИЧ, газета "Новокузнецк"

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter