RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 23 Октября 2008

Будущее города: взгляд под разными ракурсами

(Продолжение. Начало в №82)
Новокузнецк в кольце скоростных магистралей с многоэтажным центром в районе Абагура; аглофабрика перенесена в район промзоны ЗСМК; русла Томи и Кондомы перерезают несколько новых мостов. Эти и многие другие изменения ждут нас к 2030 году. Правда, только в том случае, если будет утверждён проект генерального плана застройки города, представленный на расширен-ном заседании градостроительного совета в минувший четверг. Сегодня мы продолжаем начатый в прошлом номере рассказ о том, каким может стать Новокузнецк.

Ракурс третий. Застройка.
Интенсивную застройку Ильинки пора притормозить – считает Александр Бельский. Раньше, в советские времена, людей можно было территориально «привязать» к месту трудоустройства. Те-перь всё сложнее. Тысячные потоки горожан ежедневно движутся в центр на работу или учёбу и обратно. Проблему пробок, существующую сейчас, руководство города решает с помощью расширения дорог. Если увеличить количество новоильинцев, скажем, вдвое, мера эта окажется бесполезной. Строить на Ильинке надо, говорит Бельский. Правда, лишь для того, чтобы расселить большие семьи, живущие сейчас в малогабаритных квартирах. По задумке питерских учёных, за-строенную площадь района необходимо удвоить. Но количество проживающих на ней возрастёт не более чем на десять тысяч человек.
Место для строительства на существующих административных территориях заканчивается. Один из выходов – отодвигать частный сектор. Как, например, в Орджоникидзевском районе, где вместо одно-, двухэтажной индивидуальной застройки появятся многоквартирные дома. Для тех же целей предложена Верхнеостровская площадка. Гости, разрабатывавшие проект, уверены: рельеф местности спасёт от заводского смога.
Новокузнецкие архитекторы возражают: эту территорию уже обошли своим вниманием два предыдущих генплана. По их мнению, роза ветров такова, что выбросы сразу нескольких производств так или иначе попадут сюда. С другой стороны, на горе уже возведены противотуберкулёзный диспансер, центр реабилитации инвалидов и психиатрическая больница. Сомнительно, чтобы эти проекты были утверждены без учёта данного фактора.
Строить нужно, но на совершенно новых площадках, убеждён Бельский. Авторы проекта видят в составе города ещё несколько районов, базой для которых должны стать Пушкино, Точилино и Красная Горка. И рельеф относительно удобный, и от производства есть расстояние, и инженерные условия возможно создать. С одним уточнением: эти участки запланированы под индивидуальную застройку.
Территория нынешнего Абагура, взятая в качестве потенциальной площадки для нового центра города, выгодна, в первую очередь, своей близостью к нынешнему ядру Новокузнецка. Правда, для того, чтобы здесь был современный и комфортный для проживания район, нужно многое сде-лать. Во-первых, необходим мост, соединяющий площадку с левобережной частью центра. Во-вторых, не обойтись без целого комплекса инженерных изысканий и решений – недопустимо, чтобы территорию по весне топило, как это происходит сейчас. Третий и, наверное, самый большой в денежном выражении вопрос – необходимость удаления с территории аглофабрики и постепенной разработки её отвалов. Километровые поля шлака, которые сейчас «ждут своего пахаря», возмож-но, ещё постоят, говорят питерские учёные. Потенциальный перенос самой фабрики в район ЗСМК – дело чуть более отдалённого будущего. В первую очередь команда РосНИПИУ предлага-ет занимать участки, не входящие в санитарно-защитную зону нынешнего производства. Находящийся по соседству парк Водный при этом останется в прежних границах – лишать горожан излюбленного места отдыха никто не собирается.
Ракурс четвёртый. Дороги и транспорт
Большая часть крупных магистралей, строительство которых предусмотрено генпланом, прежде всего, рассчитана на то, чтобы разгрузить движение в центре. Эти дороги дадут возможность автомобилистам попадать из одной точки в другую в объезд существующих ныне. Нитками путей на карте проектировщиков связаны Запсиб и Байдаевка, Ильинка и выезд на Междуреченск. С учётом планируемой застройки предусмотрена прямая дорога из Орджоникидзевского района до южного выезда из города через Точилино. Попасть на трассу Новокузнецк – Кемерово можно будет на-прямую из Новоильинского района, минуя Центральный и Куйбышевский районы. Существенно разгрузит движение через Кузнецкий и Запсибовский мосты и крепостную гору дорога через Кругленькое. Приведение её в надлежащий вид, к слову, уже ведётся – в ноябре начнёт работу по-лигон для хранения твёрдых бытовых отходов.
В помощь двум существующим мостам через Томь может появиться третий – архитекторы из Санкт-Петербурга осторожно предположили, что он может стать продолжением Пионерского про-спекта. Необходимость этой переправы и доступного круглый год пути от Левого берега до Абагура через Кондому очевидны. Скорость их появления в реальной топографии Новокузнецка – вопрос другой…
Жизнь, меж тем, диктует свои планы. Уже начаты работы по строительству южного выезда из города (район Точилино в направлении села Сосновка). Вместо трамваев здесь будут ходить троллейбусы. Так город намерен решить проблему транспортных пробок в этом направлении. Провода для «рогатых» электромашин будут протянуты в сторону Новоильинского района и планируемого центра в Абагуре. От существующих трамвайных маршрутов никто, по словам Александра Бельского, отказываться не намерен. За исключением вышеупомянутого точилинского направления, по которому сейчас докатывают последние рейсы «четвёрки».
Неоднозначным показалось собравшимся на градостроительном совете предложение питерской команды переноса части функций вокзала на станцию «Новокузнецк – сортировочный». Вроде бы и количество поездов уменьшится, и из нового центра ездить будет удобнее… Только вот цена этой меры, как и потенциального переноса части железнодорожных линий, может стать для города неподъёмной…

Ракурс пятый. Леса и памятники
Помимо розовых и жёлтых участков, обозначающих соответственно площадки под многоэтажное и индивидуальное строительство, специалисты института урбанистики оставили на карте зелёные, рекреационные зоны. В них входят, например, Бунгур и Листвяги, часть Куйбышевского и Орд-жоникидзевского районов. В план застройки они не включены – подработанные территории для строительства не годятся. Лесной массив там вполне допустим, ведь без зелёных лёгких промыш-ленному городу не обойтись.
Учтены в плане застройки природные памятники – Топольники, ручей возле Чёртова мостика… Ни их, ни знаменательные для города постройки трогать не собираются. Не исключено, что одним большим памятником архитектуры станет возведённая в первой половине прошлого века центральная часть города. Историческая ценность, как известно, растёт с годами…
Говорили в минувший четверг и о создании набережной. Участок близ реки обустроить можно и нужно. Город от этого хуже не станет. Нужно место и спорту – существующие спортивные пло-щадки всех желающих вместить часто не в состоянии... Впрочем, это пока только планы. Пройден лишь первый этап рассмотрения генплана. Возможность обсуждения и корректирования его будет. Высказать мнение дадут не только архитекторам, но и рядовым новокузнечанам. Время до конца декабря, когда градостроительный совет намерен утвердить окончательный вариант проекта, ещё есть.

Егор Киприн, газета «Новокузнецк»
Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter