RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 6 Ноября 2008

Был Художник

2 ноября в Гоголевке прошёл вечер памяти художника Виталия Карманова, выдающегося нашего современника, год назад ушедшего от нас. Сейчас здесь, в салоне «Художник», выставлены материалы из семейных архивов – выдержки из дневников, статьи о Карманове, его работы – некоторые из них впервые попали на всеобщее обозрение.
Я не знала его лично, как абсолютное большинство присутствовавших на вечере. И не была свидетелем его творческих исканий, переживаний, мучений. Но в этот день звучало много воспоминаний о художнике, и вот так, по крупицам, по «частичному сложению» проявился портрет – не абсолютный, знаю – но этого хватило, чтобы проникнуться ощущением исключительности, редкостности и незаменимости художника. Сергей Шакуро и Ольга Козлова сделали фильм о Карманове из архивных видеозаписей, взятых в разное время интервью – многим наверняка подумалось: как будто и не уходил…
Говорят, что пил, и много – что ж, нередкая ипостась творческих людей. Но при этом был невероятно работоспособен, творил жадно, с увлечённостью человека, поймавшего мысль за хвост. Его живопись рождалась спонтанно и скоро, вынашивание замысла с ясным видением конечного результата не были для него, как для многих художников, обыкновением. На кармановских холстах оставался лишь мощный эмоциональный всплеск.
Говорят, что был предельно честен, искренен и порядочен. И, как заметил Руслан Высоцкий, действительно желал признания, но не получал его: его уровень дарования был так велик, что социальный статус всегда был ниже. Между тем Карманова приглашали участвовать в престижнейших выставках мира, где его работы соседствовали с произведениями великих (к примеру, с Пикассо в Нью-Йорке). Зазывали жить за границу, но он так и не смог променять свою провинцию, которую почитал за убогую (особенно в культурной её части) и которую, несомненно, украсил своим присутствием.
Карманов исповедовал идеализм и был проводником «первичности идеи» в современном искусстве. Материя – техника живописи, манера письма, способ передачи мысли – сама по себе его не волновала. Он особо и не стремился покидать пределы мастерской, чтобы набраться впечатлений: образы для своих картин он выдумывал «из головы», находил внутри себя. На первом месте для него стояло мыслетворчество в самом что ни на есть «откровенном» своём виде – стараться «прочитать» его полотна бывает очень любопытно.
По сути, работы художника есть его автопортрет: собрание черт характера, образа мыслей, состояние души. У Карманова он получился ярким, с дерзкою личиной, угловатостью манер и вдохновенностью письма.
Если ангел, то «Ангел-трансформер», похожий на серого Арлекина, если взрыв, то, как цветочный букет, в обнадёживающих розовых тонах («Радиоактивный натюрморт»). Его искусство задевает за живое, цепляет своей резкостью, чувственностью, экспансивностью. И соединением оптимистичного жизнелюбия с мучительным пессимистичным мироощущением. Весьма, кстати, характерное свойство выдающихся людей.
С 20 ноября откроется большая ретроспективная выставка в Художественном музее, посвящённая Виталию Карманову. Которому вскоре, вероятно, предстоит «официальное» признание его значимости, с исследованиями биографии и обширного творческого наследия. Как ему и подобает…

Анастасия ЛЕШКЕВИЧ, газета «Новокузнецк»
Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter