RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 20 Ноября 2008

«От избытка сердца говорят уста…»

Завтра, 21 ноября – Всемирный день приветствий. Отпраздновать его легко. В этот день принято выказывать свою благожелательность всем, вне зависимости от того, знакомы вы или нет. Казалось бы, что может быть проще? Подарить всем окружающим людям тёплую улыбку, ласковый взгляд, радостное «Здравствуйте!» Идя по улицам города, садясь в трамвай или в автобус, поприветствовать прохожих и соседей, пассажиров в транспорте. Пожелать им здоровья, успехов, удачи и просто добра…
Но часто ли мы делаем это в своей жизни? Скорее всего, нет. А ведь не так давно, ещё в начале XX века, пожелание здравствия всем встречным было негласным правилом. Сейчас эта традиция практически ушла из нашего обихода. Более того, доброжелательное приветствие от незнакомого человека на улице многими воспринимается как-то настороженно, если не сказать, агрессивно. Могут ответить: «Покупать ничего не будем!», да поспешат прочь, приняв за агентов сетевого маркетинга. Вот такое изменение в сознании. Отмечается своеобразная коммерциализация вежли-вости. И это настораживает…
Поэтому мы решили поговорить сегодня о том, какие изменения претерпела за последние столетия система речевого этикета в России. Наш собеседник – А.Г. Балакай, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка КузГПА, автор «Словаря русского речевого этикета». И первый вопрос, адресованный Анатолию Георгиевичу: для чего всё-таки нужны приветствия, какова их роль в нашей жизни?
– Задача приветствий – установление контакта, чтобы с первых мгновений общения настроить собеседника на положительный лад, поднять ему настроение. Приветствуя человека, мы даём ему понять: я тебя замечаю, уважаю, рад видеть. Проявляем миролюбие. В приветствии содержатся и пожелания здоровья и благополучия: «Хлеб да соль вам», «Мир вашему дому»; и комплименты: «Какие гости!» «Какие люди!» «Душевно рад вас видеть!» Вежливое ласковое слово дорого стои-ло всегда. За доброе слово человек может сделать больше, чем за большую сумму денег. Примеров этому масса и в литературе, и в жизни. Искреннее приветствие открывает практически любые две-ри. И это, конечно же, нашло отражение в пословицах и поговорках русского народа: «Ласковое слово лучше мягкого пирога», «Ласковое слово, что вешний денёк», «Ласковое слово не трудно, но споро» и многих других.
– Так почему же сейчас мы встречаем настороженное отношение к приветствиям незнакомых людей?
– Дело в том, что во все времена была и другая сторона вежливого общения – корыстное исполь-зование ласковых слов. Поэтому так болезненно реагируют люди на лицемерие. Говорят ведь – льстец под словами, что змей под цветами. Желание поднять свой статус и выдать себя не за того, кем являешься на самом деле, с помощью хороших манер, было заманчивым для людей всегда. И, конечно же, в создании такого приукрашенного образа «помогает» лексика вежливости, обходительности. Но именно речь и выдаёт с головой.
Можно обмануть одного – двух. Публику не обманешь. Хорошо, когда есть, что показать, тогда речь нам помогает, а душевную пустоту никакими красивыми словами не прикроешь. Поэтому иногда, чтобы снять напряжённость и перейти к непринуждённой беседе, говорят: давайте будем общаться неофициально, «без этикета». Конечно же, это не означает вседозволенности. Надо знать этикет, пользоваться им. Тогда не переборщишь, не переиграешь, не сделаешь приторной свою речь.
– Но ведь в большинстве ситуаций дня сегодняшнего можно говорить не о переборе в средствах вежливости, а скорее об их недостаточности…
– Действительно, под видом демократизма идёт полное «распоясывание» в общении. Допустим, в любых ситуациях в обращении к близким и незнакомым людям звучит лаконичное: «Привет». Я считаю, что если так говорят друг другу подростки, то это приемлемо. А если дети родителям – то, наверное, такое обращение принято в конкретной семье. Оно может быть не понятым в другой ситуации общения между подростком и взрослым. В определённых ситуациях неуважительным в обращении к незнакомым людям может быть фамильярное: «Дорогие мои!» Дистанция ведь также много значит. Это очень хорошо чувствуется в деревне. Там все друг друга знают, попробуй что-то измени, поздоровайся как-то иначе, чем принято. Будешь непонятым…
– Надо ли учить речевому этикету? Если да, то где и как?
– В семье, в первую и в последнюю очередь! Конечно, во многих вузах преподаётся дисциплина: культура речи и речевой этикет. Но всё равно семья – это главное. От кого первые уроки речевого этикета мы получаем? От мамы. Мы учимся правилам вежливости с младенчества. Конечно, и учителя школ, и вузовские преподаватели должны прежде всего своим собственным примером показывать подрастающему поколению правила общения. Хуже нет, когда мы надеемся только на уроки культуры речи, на то, что они восполнят пробел. Можно сколько угодно прослушать правил речевого этикета, но так мы только вооружим человека очередной порцией слов для обмана и лицемерия. «Ибо от избытка сердца говорят уста». А как воспитать искренность отношений? Разве только через речь? Ведь никто не давал институтских образований жителям деревень в XVIII – XIX веках. Но ведь там обнаруживается наибольшее богатство речи, в том числе и средств вежливости.
– Так почему же мы пользуемся более стандартными средствами речевого этикета, «опуская» всё богатство нашего языка?
– Что касается «стандартизации» средств вежливости, то это общая тенденция. «Здравствуйте», «До свиданья» да «Пожалуйста». Вот почти и весь наш речевой этикет. Но ведь когда-то и в языке было несколько стилей, а сейчас их смешение привело к тому, что есть официальная речь и неофициальная. Действительно, многие отмечают такую тенденцию – универсализацию приветствий и вообще средств вежливости. Но это всё произошло не за одно десятилетие. Даже язык XIX века по сравнению с XVIII веком более рациональный. Не говоря уже о XX-м. Когда наше поле доброжелательности сужается, дело не только в уроках культуры речи. Само понятие вежливости – знание, как вести себя в обществе, с людьми. Это рядом с тем, как вести себя в храме, по отношению к Богу. Мы всё равно придём к тому, что богатство речи – залог нашего внутреннего душевного богатства. А прежде всего - доброжелательного отношения к людям. Истинная вежливость – искренняя вежливость, именно она дорогого стоит.
Ещё в XX веке философ Эрих Фромм, говоря о западном обществе, отмечал, что там каждый служит товаром для всех остальных. Поэтому со всеми нужно обращаться с известной долей вежли-вости. В отношениях нет какой-то особой любви или нежности, в них присутствует не более чем показная вежливость. За этой поверхностностью скрывается холодность и безразличие…
То же в какой-то степени можно отнести уже и к нашему российскому обществу. К сожалению, дефицит доброго слова, дефицит неагрессивных отношений, дефицит вежливости настолько велик в обществе, что мы согласны и на «дежурную» обходительность. Можно и на аккордеоне иметь 24 регистра, каждый из которых даёт свой тембр, своё звучание. А использовать только два регистра: громко – тихо. Так и в языке всё это многообразие средств вежливости – лишь тональности. Но как они обогащают нашу речь!..,

Дина ПРУДЬКО, газета «Новокузнецк»
Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter