RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 27 Ноября 2008

Первый в Сибири

Многие горожане, наверное, уже успели заметить на улицах Новокузнецка красивые, блестящие свежей краской трамваи с надписью «75 лет первому Сибирскому трамваю». Они призваны напомнить о славном прошлом. Именно в нашем городе столько лет назад, 30 ноября 1933 года, прозвучал звонок первого от Владивостока до Урала трамвая.
Чуть раньше, летом, по решению комиссии, в составе которой был нарком тяжёлой промышленности Орджоникидзе, началось строительство трамвайной линии. В то время транспортные связи между отдельными районами города были затруднены. И в связи со строительством КМК возникла большая потребность в транспорте. Историческая хроника рассказывает о важных вехах стройки, о сложностях с поставкой необходимых материалов, ударном труде рабочих и долгожданном пуске трамвая… Тогда морозным ветреным днем в честь этого знаменательного события на площади Побед был устроен митинг, оркестр играл бодрый марш. Первые деревянные вагончики, присланные машиностроителями из Ленинграда, которые побежали с того дня по маршруту №1, проложенному от ДОЗа до железнодорожного вокзала, многим казались чудом техники. Важные вехи истории развития трамвайного дела в нашем городе отражены в музее трудовой и боевой славы Управления по транспорту и связи администрации города. Здесь собраны архивные фотографии и документы, предметы быта. Особо ценны экспонаты 30-х годов XX века.
– Вот трудовая книжка чертежника стройотдела Кузнецкстроя, работавшего над проектированием трамвайного цеха КМК, – рассказывает Лариса Петровна Селиванова, директор музея. – Вот почётная грамота, выданная 6 ноября 1933 года Артуру Юрьевичу Тимерману – ударнику первого года второй пятилетки – за работу по строительству трамвайных путей… Л.П. Селиванова показывает мне неприметную вроде бы на первый взгляд вещицу – скребок. Оказывается, им водители трамваев очищали заледеневшие изнутри стекла вагонов, которые долгое время были не отапливаемы. Сейчас трудно представить, как в сильнейшие сибирские морозы женщины, чтобы хоть как-то обогреться, подкладывали под ноги горячие кирпичи…
Первые отапливаемые комфортабельные трамвайные вагоны поступили в наш город только в 1967 году. В их отладке и пуске на линию участвовала и Майя Фёдоровна Дубровская, ветеран транспортного предприятия. – Технические новинки из Чехии принимали с радостью, – вспоминает она. – Вагоны были красивые, с мягкими сиденьями, в них всё было предусмотрено для удобства водителей и пассажиров. В честь столь радостного события – поступления нового подвижного состава – работники трамвайного депо №1 отремонтировали помещение: провели освещение, всё выкрасили, вычистили, рядом с депо разбили газоны. Тогда началась усиленная механизация. Поступали и станки для ремонтных работ. Стаж работы Майи Фёдоровны в трамвайном депо №1 насчитывает 45 лет.
Пришла она сюда в 1962 году на должность сварщицы. Выбор столь неженской профессии был абсолютно осознанным, рассказывает моя собеседница. Оказывается, уж очень её впечатлила героиня фильма «Высота», который вышел в прокат как раз в год окончания Майей средней школы. Проработала М.Ф. Дубровская сварщицей в депо только восемь лет. После окончания вечернего отделения СМИ перспективную сотрудницу определили в электрослесари. А вышла на пенсию Майя Федоровна уже в должности начальника производственного отдела Новокузнецкого ТТУ. Но связи с родным предприятием не теряет и по сей день: обучает новичков премудростям трамвайного дела и является председателем совета ветеранов.
Помнят ветераны предприятия те времена, когда каждый год приходило по 10 новых вагонов, прокладывались новые маршруты, пассажиропоток увеличивался. Развитию электрического транспорта как экологически чистого уделялось тогда большое внимание. Планы были масштабные: запуск скоростного трамвая до Новоильинки, прокладка трамвайных линий до Абашево… Но с распадом Советского Союза наметился спад в развитии трамвайного движения. От комфортабельных чешских вагонов со временем пришлось отказаться – не было необходимых деталей. На смену чешским пришли уральские модели КТМ 5М. Их слабое место, отмечает Мая Фёдоровна, – амортизация, поэтому они более «шумные». В условиях дефицита научились из двух старых вагонов делать один, годный к эксплуатации. Была образована специальная ремонтная бригада по модернизации старых вагонов.
С того времени техническое оснащение предприятия-юбиляра – трамвайного управления №1 – практически не изменилось. На линию выходят те же модели КТМ 5М. Правда, по их из внешнему виду не скажешь о солидном возрасте. В цехе по ремонту подвижного состава вагоны переделываются практически заново. Меняется обшивка, стекла, система электроснабжения. – Вагоны приходят в негодном состоянии, – рассказывает Лариса Григорьевна Берёза, начальник цеха по ремонту подвижного состава. – Люди относятся к ним отнюдь не бережно. Особенно часто приходится менять стекла. Почему-то в праздники некоторые горожане развлекаются, обстреливая вагоны камнями и бутылками, да портят сиденья. Поэтому ремонтировать трамвайный вагон приходится практически полностью – снимаем обшивку, вырезаем из железа новые детали.
Кстати, большая часть ремонтного оборудования сохранилась ещё с советских времен. Нового не поставлялось. Поэтому в цехе параллельно с ремонтом трамвайных вагонов идёт и ремонт оборудования, которое также периодически изнашивается…
Что бы там ни было, цех будет работать, и предприятие тоже. Несмотря ни на какие кризисы, уверена Лариса Григорьевна. В этом солидарны с ней и водители трамваев с солидным стажем в 36 и 40 лет Светлана Ефимовна Ганус и Мария Владимировна Елисеенкова. Правда, в юбилейный для 1-го трамвайного депо год 4-й маршрут, на котором обе трудятся уже много лет, планируют закрывать. Как и первый маршрут. В ближайшем будущем по этим трассам пустят троллейбусы. Сотрудницы, правда, без работы не останутся – их переведут на другие маршруты.
– Конечно, жалко со своим маршрутом расставаться, – говорит Мария Владимировна. – За двадцать лет к нему привыкла, многие пассажиры меня знают. Конечно, за эти годы много изменилось. Условия движения стали более напряженные – автотранспорта в городе стало гораздо больше. Да и пассажиры изменились: раньше столько молодёжи ездило в трамваях! А сейчас это в основном транспорт пенсионеров.
…Почему-то сейчас мы забываем о том, что трамвай и вообще рельсовый транспорт для города альтернативы не имеет. В случае гололеда, заносов рельсовый транспорт не подвержен их влиянию и работает надёжно. Трамвай переживает в странах Европы и Америки настоящий ренессанс. Возможно, и у нас в связи с ростом автомобильных пробок вновь вернутся когда-нибудь к развитию сети старого доброго трамвая…

Дина ПРУДЬКО, газета «Новокузнецк»
Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter