RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 15 Января 2009

"Новокузнецкие спектакли можно вывозить на всероссийские фестивали!"

Декабрь прошедшего года стал для актёрской труппы Новокузнецкого драматического театра знаковым месяцем – с рабочим визитом к артистам приехала Александра Лаврова, известный московский театральный критик, главный редактор журнала «Страстной бульвар, 10». Между просмотрами гостья дала интервью нашей газете.
– Александра Ильинична, какова цель Вашего приезда в наш город и были ли Вы знакомы с творчеством новокузнецкой труппы до приезда?
– Администрация Новокузнецкого драматического театра пригласила меня посмотреть три новых спектакля: «Балаганчик», «Сон об осени» и «На всякого мудреца довольно простоты» (на момент интервью А. Лаврова увидела всего два спектакля – ред.). Такие визиты практикуются в театральном мире, они дают возможность актёрам увидеть свои спектакли со стороны, свежим взглядом. Это помогает проанализировать многие рабочие моменты, позволяет сравнить себя с другими мастерами. В Новокузнецке я впервые, но раньше видела два спектакля вашего театра на фестивалях. Первый – «Село Степанчиково и его обитатели», который не показался мне интересным. На общем фоне традиционных постановок он слился с ними, потерялся. Я запомнила артиста, который играл главную роль, а сам спектакль в памяти не отпечатался. Вторая постановка – «Шесть персонажей в поисках автора» – была более интересной в сценографическом решении. Но не чувствовалось единства устремления режиссёра и артистов. С приходом в театр новой заведующей литературной частью Галины Ганеевой в своём журнале «Страстной бульвар» я стала регулярно получать рецензии на новые спектакли и информацию о том, что у вас происходит. Конечно, меня это заинтересовало.
– Какое впечатление осталось у Вас от просмотра спектаклей «Балаганчик» и «Сон об осени»?
– Очень хорошее. Спектакли продуманные, умные, магистральные, с элементом эксперимента. Их смело можно представлять на фестивалях, потому что и актёрски, и режиссёрски они сделаны интересно. Причём работы совершенно разные. В «Балаганчике», например, импонирует то, что классический текст решён через современный взгляд. Это символистская пьеса, в которой найден современный эквивалент типичному «балагану» в музыке, пластике, в менталитете, в иронии, в каких-то оценочных моментах. Спектакль «Сон об осени» – это поэтический, интеллектуальный театр, в котором присутствуют зоны осмысленного, наполненного молчания. Даже в столице не всякие артисты так умеют держать паузу, потому что боятся публики, не доверяют ей. Здесь же я затрудняюсь даже сказать, сколько длится пауза, но больше минуты, это точно. И зал реагирует очень адекватно, никто не издаёт ни звука, внимание зрителей полностью приковано к сцене, потому что артисты существуют очень наполненно, не халтурят ни секунды, полностью погружены в то состояние, которое, в свою очередь, удерживает зрительское внимание.
Это тонкая особенность актёров новокузнецкого театра. Далеко не все так умеют: в какой-то момент отстраниться от своего персонажа, оценить его, посмотреть на него со стороны; в какой-то момент слиться с ним абсолютно, а в какой-то момент ярко и выразительно представить его условно-театральную ипостась. Что вообще подкупает и в том, и в другом спектаклях – умение синтезировать совершенно вроде бы противоположные установки и чувства. С одной стороны, кукольная шкатулочка, которая, тем не менее, протягивает серьёзный смысл о смерти и любви. С другой – философская притча.
– Представленные спектакли действительно совершенно разноплановые. Вы считаете, актёры справились со своими задачами?
– Я бы не сказала, что всё идеально, актёрам есть над чем работать. Например, моменты, связанные с техникой речи. Огрехи в речи разрушают общую стилистику постановки и общее восприятие спектакля. Особенно так тонко интонированные спектакли, как представленные новокузнечанами. Тем не менее, видно, что при определённых занятиях, репетициях артисты могут добиться многого, возможно, даже приблизиться к совершенству. Главное, им есть от чего отталкиваться.
– Игру каких актёров вы можете выделить?
– Просто потрясающе работают артисты, которые играют три маски в «Балаганчике» – Пьеро, Арлекина, Коломбину. Актёры тонко почувствовали соединение масочной, кукольной стилистики и глубоких переживаний, которые они сумели передать через условную форму существования и иронию. Евгений Любицкий (Пьеро) и Пётр Мамойкин (Арлекин) прекрасно играют и в «Сне об осени» Могильщиков. По сути, это тоже маски – маски современных циников, демонстрирующих мрачный юмор, идущий от шекспировских героев. Пара Любицкий – Мамойкин очень органична и в первом, и во втором спектаклях. Понравилась мне игра Алёны Сигорской в обоих спектаклях. В новокузнецком театре любопытно то, что в современной стилистике работают разные поколения актёров. Требования режиссёра улавливает не только молодёжь, но и артисты среднего и старшего поколения. Анатолий Смирнов – замечательный, безумный, ироничный Автор в «Балаганчике» и человек, сосредоточенный на философских проблемах, – Отец в «Сне». Разная пластика, разное выражение лица. Чувствуется режиссёрская продуманность до мелочей, которая органично и точно присвоена артистом как нечто свойственное ему: как он чуть-чуть вытягивает вперёд голову, как приопускает и отводит назад плечи. Кажется, что это не персонаж, а именно артист так двигается, жестикулирует. Великолепна Мать в «Сне об осени» в исполнении Людмилы Адаменко – очень цельная работа. Замечательно работает Сергей Стасюк. Все артисты очень интересны.
– Отражается ли, по-Вашему, на игре актёров состояние ремонта театра?
– Конечно! Оно просто угнетает. Как вы себя чувствуете дома, когда у вас дует изо всех щелей, сыплется штукатурка? Это непростое состояние, которое надо пережить. К сожалению, порой театральные ремонты тянутся десятилетиями. Многие театры этого не выдерживают, закрываются; разваливаются труппы, артисты уходят, понижается их профессиональный уровень, теряется зритель. Надеюсь, что в Новокузнецке всё произойдёт быстрее и необратимых последствий не будет.
– Как новокузнецкие артисты воспринимают критику?
– Замечательно. Благодарят, задают вопросы, просят совета. Обычно, и это случается довольно часто, люди обижаются, даже когда хвалишь – с их точки зрения, за что-то не за то. Здесь же актёры относятся к критике очень адекватно.
– Вы были и в других региональных провинциальных театрах. Как на общем фоне выглядит новокузнецкая труппа?
– Да, я отношусь к критикам, которые ездят много. Новокузнецкая труппа, если говорить одним словом, конкурентоспособна. Конечно, не хватает отточенности, виртуозности в деталях. Артистам нужен тренаж, своеобразный «балетный станок», чтобы работать над речью и пластикой.
– Какой Вам показалась новокузнецкая публика?
– У вас хорошая публика. Есть легенды о том, что существует генетически гениальная публика, например, в Омске. Но, уверяю вас, в Новокузнецке зритель ничуть не хуже. Перед спектаклем увидела в зале молоденьких девушек и подумала: «Что же они будут делать на спектакле? Скорее всего, на мобильниках играть». Но – ни звука, сидели как прикованные! Просто поразительно!
После спектакля я подошла к группе молодёжи и спросила, как им спектакль. «Нам понравилось!» – был ответ. «А о чём он?» Их ответ поразил: «Про жизнь. И про смерть. И про то, что всё кончается. И про то, что всё не так просто». Очень точный ответ!
– Что бы Вы пожелали новокузнецким артистам?
– Прорыва! Настоящего прорыва на всероссийскую театральную арену, а для этого надо очень-очень много работать! Конечно, нужна поддержка власти, людей, от которых зависит многое: оплата выездов, например.
– Планируете ли приехать к нам ещё раз?
– Если пригласите, обязательно! С интересом буду наблюдать за работой ваших актёров. Есть города, куда я приезжаю постоянно – Омск, Новосибирск, Орёл, Ростов-на-Дону. Хотелось бы, чтобы Новокузнецк был в их числе.

Светлана ШАБАНОВА, газета «Новокузнецк»
Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter