RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 18 Февраля 2009

Эстрадная пора

Классическое музыкальное искусство, вне всякого сомнения, вечно. И всё же время диктует свои условия. Наших детей привлекают популярные жанры, они хотят петь и играть, как их любимые кумиры. Так, во многих ДМШ и ДШИ стали появляться отделения эстрадной музыки. Теперь и Новокузнецкое училище искусств предоставляет возможность логичного продолжения начального образования. С первого сентября был произведён первый набор на только что открывшееся здесь эстрадное отделение.
– Потребность в его открытии была давно, – рассказывает директор НУИ Элла Михайловна Гомберг.

– Ребята жаждут этому научиться, поскольку всё это пропагандируется на радио и телевидении. К нам сейчас много звонков поступает: все интересуются, и, скорее всего, при этом думают, что вот он придёт – и из него тут же начнут делать звезду. Однако здесь не продюсерский центр и не фабрика звёзд. Мы не берём студентов «с улицы», непременно должно быть начальное музыкальное образование – школа или студия. В этом году мы получили ребят с хорошей «базой». Они талантливы и активны, с удовольствием показывают своё творчество на всевозможных праздниках, концертах, капустниках. Готовятся к конкурсам. Например, в марте будет конкурс в Новосибирске – посмотрим, что они нам привезут.
В кабинете директора на встрече с нами присутствует ровно половина педагогического состава эстрадного отделения – в лице Елены Витальевны Воскресенской.
Она и второй преподаватель Лариса Владимировна Черненко обучают искусству эстрадного вокала пятерых (пока только!) студентов. Черненко – руководитель известной в нашем городе и за его пределами студии «Капель», её заслуги в деле воспитания эстрадных талантов неоспоримы, потому она была приглашена на работу в училище. А Воскресенская работает здесь уже давно, в качестве пианиста-концертмейстера. Владеет она и классическим вокалом, эстрадный же освоила самостоятельно:
– Конечно, классическое и эстрадное пение очень разные по своим стилистическим особенностям, звукоизвлечению, манере подачи. И репертуар, естественно, совершенно другой.
Его, кстати, для обучения можно почерпнуть прямо с высот современной сцены – российской или же зарубежной. Конечно, это должны быть интересные произведения художественного уровня, не какие-нибудь «два притопа, три прихлопа» – да такие вещи непривлекательны и для самих студентов. А вот спеть что-нибудь из репертуара, скажем, Ани Лорак, Тины Кароль, Ларисы Долиной или Уитни Хьюстон, и вообще, то что особенно «голосистое», хорошо аранжированное, варьированное по мелодическому рисунку, – с удовольствием.
– О, Долину с Уитни Хьюстон поём только в редчайших случаях – слишком сложно, – поясняет Елена Витальевна. – Мелодию-то студенты могут спеть, а исполнить песню в должном качестве – это надо очень много и долго работать над голосом. Всё подбирается по реальным возможностям студентов. Обычно это происходит так: они сами приносят то, что хотели бы спеть, а я уже смотрю, смогут ли на данном этапе.
Кроме лучших примеров современной музыки ребята, конечно, проходят и классику эстрады: Бабаджаняна, Таривердиева, Петрова, Дунаевского – выдающихся композиторов старых советских школ. Обязательны для изучения также и «вечнозелёные» джазовые стандарты. А для развития инструментальных навыков певцам преподают основы джазового фортепиано.
Мы с Еленой Витальевной и двумя её студентками идём в класс – на распевку. В упражнениях отрабатывается постановка и качество звука. Потом спускаемся в концертный зал, где есть микрофоны и подключена необходимая аппаратура. Репетиции в зале неизменно привлекают внимание мимо проходящих студентов – они заглядывают через стекло, пытаясь разглядеть, кто же это тут поёт «на всё училище». Сегодня урок у Алины Мариненко и Алины Макаровой.
– Я раньше академическим вокалом занималась, – говорит первая Алина, – пока на одном конкурсе не получила выговор за то, что спела «грудным» голосом – как в эстраде. Вот и решила перейти, два года занималась сначала в ДШИ 1, потом в ДМШ 6.
У Алины Макаровой «эстрадный стаж» много больше – с четырёхлетнего возраста она пела в студии «Волшебный микрофон» детско-юношеского центра «Орион»:
– Знаете, я просто такой везучий человек: хотела учиться дальше именно по вокалу, а тут очень вовремя открылось отделение в училище. Спонтанно всё вышло, я с удовольствием сюда поступила. Девчонки на репетиции стараются, смеются над собой, когда что-то не выходит, и пытаются пропеть незадавшуюся фиоритуру снова и снова – пока не получится.
И ещё немаловажный элемент: студенты-эстрадники изначально ориентированы на сочетание культуры пения со свойственным популярным жанрам драйвом и энергетикой. Хорошо двигаться на сцене и красиво себя подавать им помогают такие предметы, как актёрское мастерство и танец. В общем, всё, что нужно для воспитания если и не звезды, то грамотного яркого профессионала. Кстати, эстрадное отделение предполагает и наличие инструментального направления. С этим дело пока обстоит несколько хуже, чем с вокалистами: в запасе имеются только педагоги – те, что сейчас работают на оркестровом отделении. Их в будущем возможно будет привлечь к работе и на эстрадном. Хотя известно, что уже на следующий учебный год сюда планируют прийти учиться один ударник и один бас-гитарист.
– Когда-нибудь и на оркестр наберётся, – надеется Элла Михайловна. – В идеале наши вокалисты свои госэкзамены должны сдавать под живой инструментальный коллектив. Думаю, и это направление будет развиваться. Училищу сложно сейчас с набором в принципе, ребята стали идти в музыку хуже. Кризис сыграл свою роль – тот, который демографический. Хотя говорят, что в средней полосе России уровень и престиж музыкантов поднимается – и это радует. Через год-два-три и мы надеемся расширить свой контингент учащихся. Пусть профессия музыканта не столь денежная, но всё-таки мы занимаемся духовной работой с детьми, а это всегда приятно и интересно.

Эстрадное отделение – не единственное нововведение в училище искусств. Вместе с ним открылось и отделение народного вокала. Пока здесь только один преподаватель и две ученицы. Одна из них, Лиана Манышева, заняла третье место на V открытом сибирском конкурсе вокалистов, недавно проходившем в Новокузнецке. Так что, надеемся, вскоре мы сможем вам рассказать не только о столь популярном виде искусства, как эстрада, но также и о развитии культуры народного пения в нашем городе.

Анастасия Лешкевич, газета «Новокузнецк»

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter