RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 3 Апреля 2009

Тепло живого света…

Осветительные приборы сопровождают человека на протяжении многих веков. Они прошли путь от простейших ламп, представлявших собой каменную чашу с медвежьим жиром и мхом, к которому подносился огонь, до ультрасовременных светильников. Сегодня в музеях можно увидеть самые разнообразные фонари и лампы, бра и люстры, одними из самых многочисленных экспонатов являются подсвечники и канделябры. Считается, что все эти осветительные приборы возникли благодаря свече, которая является прародительницей светильников.
Но первым источником света был, конечно, костёр, затем – факел. Именно факел, претерпев своеобразную эволюцию, превратился в свечу. Сначала пучки смолистых ветвей заменили паклей, пропитанной жиром, затем прядь из волокон стала тоньше, стала фитилём, а горючее жирное вещество, облеплявшее фитиль снаружи, образовало собственно свечу. Только в XV веке светильня из пакли была заменена нитяным фитилём. Такие свечи горели небольшим спокойным пламенем. Они делались следующим образом: фитиль многократно погружался в растопленное сало, с каждым разом покрываясь всё более толстым слоем. С XVII века их стали отливать сначала в жестяные и стеклянные формы, а затем в оловянные. Свечи, полученные таким способом, называли литыми. В начале XVIII столетия появились спермацетовые свечи из жира кашалотов, а в 1830 году – парафиновые. Восковые свечи помимо храмов были доступны лишь богатым людям, у которых они, благодаря равномерности сгорания, служили как средство для измерения времени. Бедняки же довольствовались сальными свечами с их тусклым и коптящим пламенем. В русских крестьянских семьях свечи зажигали лишь в праздники, а зимой жгли лучины и фитили. С весны до осени деревенские избы на Руси вообще не освещались, поскольку считалось, что с Пасхи до Покрова вставать и ложиться надо с зарёй. Для домашних дел хватало света от трёх окон на главном фасаде дома.
Изобретение свечей произвело целую революцию в производстве светильников. Свеча породила подсвечник, шандал, канделябр, хорос, паникадило, люстру. Подсвечники делались на одну – три свечи, предназначались для освещения стола или прикроватной тумбочки. Их легко можно было переносить по дому. Подсвечник мог быть миниатюрным по размеру (8 – 10 сантиметров) или чуть выше (до 30 сантиметров), иногда без «ножки» (свеча ставится прямо в «чашу» подсвечника). Маленькие подсвечники предназначались для тонких свечек, от которых прикуривали трубку или расплавляли сургуч для запечатывания писем. Отлитые из меди, бронзы, серебра, изготовленные из мрамора, стекла и других материалов подсвечники использовались всюду, начиная от кухни и кончая парадными залами. До изобретения самопоглощающего фитиля в 1800-х годах повсеместно использовались щипцы для снятия нагара со свечи и подрезания прогоревшего фитиля – инструмент с двумя кольцами, как у ножниц, с небольшой коробочкой. Шандал – это подсвечник-торшер, более крупный предмет, но также легко перемещаемый. Жирандолью называется сложный подсвечник для нескольких свечей. Большие подсвечники с разветвлениями для нескольких свечей назывались канделябрами. Их часто укрепляли на стенах или в простенках между окнами. Канделябр чаще всего делается больших размеров (40 – 60 сантиметров), причём его «параметры», естественно, будут зависеть от числа свечей. Стоит отметить, что антикварные напольные канделябры могут достигать высоты 1,5 метра.
Необычайно красивы русские канделябры. До середины XVIII века они создавались в рост человека. Как и подсвечники, канделябры часто были парными. Они широко вошли в обиход с середины XVII века, однако большинство сохранившихся экземпляров относится к XVIII – ХIХ вв. С XI столетия в России известны подвесные светильники – хоросы, которые, как правило, размещали в храмах. Основой хороса служат крупные металлические обручи в один – три яруса, подвешенные к своду или к потолку на растяжках. На обручах по кругу располагаются свечи. Другой подвесной церковный осветительный прибор – паникадило. Оно состоит из металлического стержня и нескольких ярусов фигурных кронштейнов для свечей. Нижняя часть паникадила чаще всего завершается шаровидной формой, гладкой или узорной. Паникадило можно считать прообразом современной люстры, поскольку его конструкция легла в основу бытовых светильников более позднего времени. Люстра (от латинского – освещаю) – подвесной осветительный прибор типично гражданского назначения. Слово «люстра» появилось в конце XVII века. С зарождением русской стеклянной промышленности на заводе в селе Измайлово стали изготавливать стеклянные люстры, форма которых была заимствована у паникадил XVI – XVII веков. Однако долгое время использование подвесных светильников в жилых помещениях считалось роскошью. Даже Владимир Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» указывает, что люстра, то есть «паникадило, подвесной свечник», – это «предмет роскоши и украшения». В середине XVIII века в России началось производство фарфора, благодаря чему более элегантный вид приобрели и светильники. Новый материал стал успешно применяться для их декора, сменив кованые железные цветы и гирлянды, и в XIX веке получил широкое распространение для производства ламп и подсвечников. Помимо фарфора для производства светильников в XIX веке широко использовалась золочёная бронза.
Основная конструкция подсвечника восходит к египетским образцам. Русь восприняла эту форму через Византию. В одном из древнеегипетских мифов рассказывается о том, как на возникшем из первобытного хаоса холме вырос цветок лотоса, из которого родился солнечный бог Ра. Он победил силы мрака, рассеял тьму и освободил от страха перед нею человеческие сердца. Мотив цветка, рождающего свет, а вместе с ним – жизнь, прочно вошёл в область декоративно-прикладного искусства, вылился в художественный образ подсвечника. Первоначально подсвечник состоял из цоколя, стояна (ножки) из конусов и колец и чаши, отдалённо напоминая лотос на холме. Гнездо для свечей в форме цветочной чашечки с отогнутым венчиком получило название профитки. За многие века произошли изменения, но основная конструкция подсвечника сохранялась, лишь детали видоизменялись и разнообразились. В первую очередь, объектом новаций становились стояны. Классицизм – а большинство экспонатов относятся именно к этому стилю – придал подсвечникам совершенство формы. Чаще всего стояны у подсвечников с традиционной конструкцией выполнены в виде колонн с каннелюрами или стержней с дисками. Есть подсвечники со стоянами в виде лебедей, амуров, путти. Путти – олицетворение крылатой Свободы или Победы, держащей над головой светильник, орла, садящегося на гнездо. Особенностью русского канделябра стал изысканный, украшенный фигурками козлов, львов и других животных постамент в виде треножника или квадрата.
Подсвечники, хранящиеся в коллекции музея Достоевского, были приобретены в 90-ые годы XX века от частных лиц. Большие и маленькие, бронзовые и латунные, рассчитанные на одну свечу, изготовленные во второй половине XIX века, они до сих пор выполняют свою основную функцию. Кроме того, они изысканно дополняют интерьеры музейных залов, создают таинственную и романтическую атмосферу.

Ольга Голуб, старший научный сотрудник литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter