RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 3 Апреля 2009

Лучше, качественнее, доступнее


Весеннее потепление обманчиво: на улице пригревает солнце, а кому-то приходится бороться с кашлем, насморком, повышенной температурой. Очереди в детских поликлиниках – повод для нашего разговора с заместителем начальника управления здравоохранения по охране материнства и детства Е.А. ФЕДОСОВОЙ о проблемах детского здравоохранения.

– Елена Александровна, в последнее время многие родители говорят о том, что при посещении детских поликлиник, в частности, №2 на ул. Клименко, 38, порой приходится час, а то и больше, ожидать приёма врача. Дети устают, родители нервничают…
– Я не отрицаю, такая проблема есть, и не только в этой, но и других детских поликлиниках города. В сезонный подъём респираторных заболеваний увеличивается нагрузка на амбулаторную службу и инфекционные отделения города. Детей с высокой температурой мы стараемся обслужить на дому, а двух часов, которые отведены для приёма повторных больных у участкового педиатра, оказывается недостаточно: на каждого маленького пациента требуется 12 – 15 минут. Да никто и не согласится, что бы доктор осмотрел «побыстрее». Мне недавно одна из очень уважаемых в городе врачей рассказала эпизод из своей практики. На приёме у дверей её кабинета создалась очередь, возмущение росло. Она предложила родителям: «Кто хочет, чтобы я осмотрела ребёнка за одну минуту, заходите, пожалуйста». Никто не пошёл. Хотя, бывает, можно быстро выписать справку или выдать направление на исследование. Отмечу, что, несмотря на существующие очереди, у нас не зафиксировано случаев отказа в осмотре из-за окончания времени приёма на участке. Медицинские работники обязательно осмотрят всех обратившихся.
К узким специалистам, на плановые исследования существует предварительная запись. Можно записаться по телефону в регистратуре поликлиники на удобное для родителей наших пациентов время. А вот плановые приёмы больных участковым врачом–педиатром установить сложно, талонная система здесь не срабатывает. Тем не менее, мы предпринимаем меры для изменения ситуации. Руководителям ряда поликлиник города, как, например, на Спартака и Ушинского, этого удалось в основном достичь, и в очереди более четырёх – пяти человек не бывает.
– Как в этом году складывалась ситуация по гриппу?
– Заболевших, в основном благодаря проведённой иммунизации, в этом году было в семь раз меньше, чем в прошлые годы. Прививки предупреждают развитие тяжёлых, осложнённых форм инфекции.
– Сезонный подъём заболеваемости прогнозируем. А что-то предпринимается в это время для того, чтобы снизить остроту проблемы очередей?
– В зависимости от сложившейся ситуации в районах обеспечивается максимальное обслуживание больных на дому, увеличиваются часы работы поликлиник, разрешается выдача листков нетрудоспособности при первичном посещении до 10 дней. Ограничиваются также профилактические осмотры пациентов, иммунизация. В отношении вакцинации следует заметить, что мы не прекращаем прививать детей. Естественно, сроки между прививками должны быть соблюдены, а вот первая прививка может быть отодвинута, пока не нормализуется эпидемиологическая ситуация.
– Хватает ли вам узких специалистов?
– Нет, не хватает. Как грустно шутят специалисты, есть «кардиолог всея Руси и эндокринолог всея Руси». Если постоянного специалиста нет, как, например, отоларинголога в поликлинике на Клименко, 38, мы просим совместителя вести приёмы в свободное от основного места работы время. Естественно, к нему будут очереди. Острые больные принимаются без записи и вне очереди. Там, где специалист постоянно находится в поликлинике и принимает каждый день, очерёдность по плановой записи не превышает семи дней. Нас выручают специалисты, которые могут уже уйти на заслуженный отдых, большое им спасибо.
Нужны отоларингологи, офтальмологи и ряд других специалистов. Кадровый дефицит создался по многим причинам. Во-первых, в течение многих лет согласно министерскому приказу имело место ограничение в получении профессиональной переподготовки после окончания педиатрического факультета. Молодые специалисты должны были обучаться в ординатуре, как правило, после интернатуры. Повторное образование платное. Денег в бюджете на обучение недостаточно, а свои не каждый мог заплатить. В настоящее время такие ограничения сняты, но дефицит кадров, к сожалению, уже образовался.
Во-вторых, новые требования по проведению диспансеризации детей, в том числе и малышей в возрасте до одного года, увеличили количество посещений к узким специалистам, а штатное расписание осталось без изменений. В–третьих, работа с детьми требует большой интенсивности: медицинские работники работают не только с пациентом, но и с родителями. Молодых специалистов привлекают в большей степени другие отрасли медицины. Не последнее место играет заработная плата: у узких специалистов она, особенно в первые годы работы, не превышает пяти тысяч рублей. Естественно, мы стараемся привлечь молодых докторов. Лечебные учреждения обучают специалистов за счёт собственных средств, ежегодно в управлении здравоохранения оформляются целевые направления в медицинские академии (правда, после их окончания не все специалисты возвращаются в город), выделяется жильё на льготных условиях, применяются материальные поощрения при выполнении определённых видов медицинских услуг.
– Вы упомянули о диспансеризации детей до года. А что даст, например, УЗИ для трёхмесячного малыша? Насколько оправданы родительские хлопоты по посещению узких специалистов?
– Сейчас пациенты первого года жизни обращаются в поликлинику в шесть раз чаще, чем раньше, а это тоже создаёт очерёдность. Но мы обязаны соблюдать схему наблюдения детей и проведения диспансеризации в рамках родового сертификата. УЗИ-скрининг позволяет, прежде всего, своевременно выявить врождённую патологию. Не секрет, что иногда люди уже в достаточно зрелом возрасте неожиданно узнают о наличии единственной почки или патологии клапанов сердца. Дисплазия тазобедренных суставов может быть документирована также при проведении ультразвукового исследования, что исключает лишнюю лучевую нагрузку при рентгенологических исследованиях, а также позволяет своевременно предположить наличие патологии суставов. Это небольшой перечень возможностей диагностики. Главная цель любого обследования состоит в определении функционального состояния органов ребёнка и своевременной коррекции выявленной патологии, ещё до того момента, когда появится клиника и разовьётся хроническое заболевание.
– По участковым педиатрам тоже есть кадровая проблема?
– К сожалению, есть: в педиатрическую сеть идут работать неохотно. «А как же федеральные деньги, по 10 тысяч на участковых педиатров?» – спросите вы. Действительно, когда в рамках нацпроекта заработала эта надбавка, многие врачи ушли на участки, в том числе и узкие специалисты. И вместе с тем на сегодняшний день городу не хватает шесть педиатров, двух нужно в Заводской район. Врач может уйти на учёбу, больничный, в отпуск, и приходится увеличивать нагрузку на других докторов, при этом федеральные надбавки за дополнительный объём работы они получать не могут.
– А нельзя ли увеличить количество участков, изменить нормативы?
– Нормативные документы по штатным должностям остались на уровне 60-х годов, когда на участке было не менее 1200 детей. Согласно положению на получение федеральных надбавок это число снижено до 800 и более, и количество участков мы привели в соответствие с этими требованиями. Есть проблемы и с помещениями: много лет назад детские поликлиники расположили в жилых зданиях со старыми подвалами. Сейчас согласно СНиПам строительство новых поликлиник в жилых помещениях запрещено. Но реальность такова, что новых поликлиник нам сейчас не построить, а необходимо сохранить существующее амбулаторное обслуживание населения. Многие помещения требуют ремонтов и реконструкций, и, например, на ул. Ушинского, Спартака это было сделано. Нуждаются в ремонте ещё многие учреждения, особенно поликлиника на ул. Дружбы. Ремонт будет капитальный, на это потребуется не только время, но и немалые финансовые средства.
Проблема очередей, особенно в сезоны подъёма респираторных заболеваний, существует, и от этого пока никуда не уйти. Учреждениями здравоохранения разрабатываются мероприятия как срочного плана, так и с реализацией в отсроченном порядке по изменению ситуации. Основная цель – не оставить пациента без внимания. Сейчас приоритет за амбулаторной службой. Нам пора переходить к мировым стандартам, когда больной, придя в поликлинику, за короткое время получит тот объём обследования, который поможет доктору назначить лечение. Посещение пациентов на дому в мировой практике сохранилось только в нашей стране. Иногда очереди создаются из-за так называемых «стихийных» посещений. Родители, как правило, планируя посещение врача с ребёнком, учитывают, прежде всего, свои интересы и забывают предварительно позвонить в поликлинику, чтобы узнать о времени приёма специалиста и условиях плановых осмотров. Примером могут служить массовые посещения в конце лета для получения справок в детские учреждения после летних каникул. Родители порой бывают очень удивлены и недовольны, что в поликлинике очереди, а им через три дня выходить на работу. Можно спланировать посещение и за две – три недели до окончания лета, тем более что физические возможности и медицинских работников, и лабораторий ограничены. Залогом здоровья маленьких пациентов является взаимопонимание и уважение между медицинскими работниками и родителями.

Лолита Фёдорова, газета «Новокузнецк»

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter