Реклама



Новости Новокузнецка

Новость от 07 марта 2018

“Пассажиры разглядывают в зеркале”: как в Новокузнецке работают женщины-водители маршруток

“Все мои одноклассницы пошли на швей-мотористок учиться, и одна я - на водителя”, - смеётся новокузнечанка Марина Гаркавенко.

Вот уже пять лет в свободное от основной профессии время она водит автобус на междугородных направлениях - работа, как говорит новокузнечанка, для души. С ней согласна Маргарита Казакова, которая полгода как за рулём маршрутки №47а и уже привыкла к удивлённым взглядам пассажиров.

В преддверии Международного женского дня Маргарита и Марина встретились в уютной кофейне с журналистом ВашГород.ру, чтобы рассказать, как их воспринимают на дороге, что они делают, если автобус сломается в пути, и почему женщину-водителя очень ценят работодатели.

Слева направо: Марина Гаркавенко, Маргарита Казакова

ВГ: Давайте сразу с самого интересного. Как вы пришли к тому, что стали водителями?

Марина: Я всегда любила и люблю большие машины. Был опыт работы в такси, шесть лет отработали, в “Стиле” на Ильинке. Уже года четыре как не работаю. У меня был семиместный минивэн, "Хонда". Много пассажиров меня знали.

Меня в моих начинаниях всегда поддерживали дети и муж. Помню, увидела 20-местный “Мерседес”, сказала - хочу на нём попробовать поехать. Дети сделали мне подарок на юбилей, купили сертификат на обучение в автошколе. Выхода не было, пришлось учиться (смеётся). И вот моя мечта осуществилась.

Маргарита: Я впервые за рулём побывала в 12 лет. Папа посадил за "ЗИЛ". И как-то вот привил он это мне, что ли… Потом я пошла отучилась на категорию “С”, ездила на грузовых авто, на "ГАЗе". А потом на “В” пошла пересдавать. Когда села на “Москвич-412", мне он даже показался иномаркой, таким всё ощущалось лёгким и простым…

Потом решила отучиться и водить автобус. Честно сказать, меня никто не поддерживал. Все говорили - да ты что, сдурела, зачем тебе это надо (смеётся)… Только подруга верила в меня. А сейчас, когда видят меня, говорят - ну надо же, добилась, поехала. И все хвалят.  

ВГ: В детстве не представляли, что когда-то будете работать водителем?

Маргарита: Водить машину я всегда хотела. Но что на автобус я пойду - нет. Честно говоря, порой я езжу и сама думаю: "Ну надо же”.

Марина: Я всегда знала, что буду за рулём. Но, конечно, у меня не было мысли стать водителем автобуса, это пришло как-то потом.

Маргарита: Мне вот с детства папа любовь к машинам привил. Помню, учил меня, я всё на дорогу не могла попасть. Плакала. А он сидел такой спокойный и говорил: “Едь”. Я как-то собралась. Поехала, до сих пор остановиться не могу (смеётся).

ВГ: Помните свой первый рабочий день в должности водителя?

Марина: Да, первый рейс был в Кемерово - аэропорт, туристы… Загружаемся мы на вокзале. Со мной был мой инструктор, можно так сказать, Василий Иванович. Садятся пассажиры в автобус, а я даже зайти в него не могу (улыбается). Говорю ему: “Вася, у меня такое впечатление, что они сейчас увидят, как я сажусь за руль, и все сбегут” (смеётся).

А Вася тут заходит и говорит: “Уважаемые пассажиры, вы не переживайте, сегодня вас повезёт девушка, она у нас работает водителем. Не бойтесь, всё будет хорошо.” А тогда ещё так случилось, что все пассажиры тоже женщины были. Говорят: “Да нет, мы не боимся”. И когда приехали уже в аэропорт, многие подходили ко мне, спросили, буду ли я их встречать, когда они вернутся. Были довольны. Но все, наверное, были в шоке (улыбается).

Маргарита: В мой первый день стажировки мы приехали на Запсиб, на “Радугу”. Я испереживалась вся естественно. А тут вдруг женщина на улице оббегает автобус, заглядывает ко мне в окно и говорит “Молодец, классно!”. Я аж выдохнула. Потом всегда одни похвалы получала от пассажиров. Но всё равно волнуешься, думаешь - как проехала…

Марина: Волнуешься, потому что у тебя за спиной сидят люди. Ты за них несёшь ответственность.

Маргарита: У меня пассажиры многие, когда замечают, что женщина за рулём, так наблюдают за мной (смеётся). Мне же в зеркале всё видно. А кто постоянно ездит, привыкли уже.

ВГ: В Новокузнецке женщины-водители автобусов - явление нечастое?

Марина: Мы с Маргаритой учились в одной автошколе. Мне тогда инструктор сказал, что я - вторая женщина, которая выучилась на категорию “D”.

Маргарита: А я, получается, третья. Помню, мне в автошколе говорили, что одна женщина раз семь сдавала на категорию “D”, сдавала, всё не могла, потом бросила в итоге.

ВГ: Работодатель сразу принял вас в коллектив, или сомневался?

Марина: Сразу принял. Но, конечно, первый наставник, который меня стажировал, сначала ворчал - вот, женщина, да я с ней не поеду… Был настроен критически. Но после поездки похвалил меня.

Маргарита: Не сомневались совсем. Мне кажется, если захочу уйти, не отпустят даже 

ВГ:  Может, всё дело в том, что женщины более исполнительные и обязательные?

Марина: Вот я считаю, женщина за рулём - более собранный водитель. Я не знаю, как другие, я не нарушаю правил дорожного движения. Даже на собственной машине. Это мой принцип. И я ему учу других. И я знаю, что на дороге нужно быть вежливыми друг к другу, уважать на дороге. Я думаю, это именно женская черта - относиться к другим терпимей.

ВГ: И не кричите никогда на других, когда за рулём?

Марина: Конечно, иногда вырывается (смеётся).

Маргарита: Да, бывает. Но кондукторы, которые работали со мной, говорили - впервые такое, чтобы за рейс ни одного мата от водителя не было. Такая тишина в машине, удивлялись (смеётся). Но иной раз вылетает всё равно словцо, прошипишь что-нибудь.

ВГ: Не приходилось сталкиваться с непониманием со стороны мужчин-водителей?

Маргарита: По-разному. В основном, всё нормально. Некоторые даже говорят - снимаем шляпу.

Марина: Все были просто в восторге. Меня многие знали, кто работает там. Работала на такси, и нам приходилось пересекаться, общаться. Тут главное - в себя поверить самому. У меня знакомые многие говорят - ну надо же, она уже автобус водит! Спрашивают - куда ещё тебя твои дети отправят (смеётся)?

Маргарита: Я вот одно время хотела трамвай водить. Училась, прошла теорию, но когда села за него, чуть не уснула. Нет, это не моё. Даже не стала корочки получать.

ВГ: Что делаете, если попадаются буйные и конфликтные пассажиры?

Марина: У меня в такси были такие случаи. Приходилось останавливаться посреди дороги, просить выйти. Случались всякие инциденты. Клиенты видят, что я не шучу, извиняются, и дальше уже нормально едем.

Маргарита: У меня тоже не было таких случаев пока.

ВГ: Если ломаются автобусы или барахлят посреди дороги, что делаете? Пробуете, как многие водители, сами починить?

Марина: Нет, автобус - это всё-таки не велосипед. Но, в принципе, всё же электронное сейчас - если замечаешь какую-то неполадку, в любом случае, можешь доехать до гаража, а там уже специалисты определят, что с автобусом. Как говорит мой работодатель, лучше нанимать женщину-водителя и дополнительно - слесаря, чем решать проблемы, которые порой создают мужчины-водители, которые сами пытаются ремонтировать.

ВГ: Как вы считаете, всё-таки женщины меньше лихачат на дорогах?

Марина: У женщин склад ума другой. Ответственности больше.

Маргарита: Вот у меня часто ездят с ребятишечками, с колясочками мамы. А на остановке, бывает, подъедешь - а там мама спешит к автобусу, с двумя маленькими детьми, стоишь, ждёшь её. Думаешь, господи, хоть бы не поскользнулась, нормально дошла.

Марина: И тут уже не до графика.  

Маргарита: Да. Сердце аж болит в такие моменты, думаешь, да хоть самой выйти да помочь.

ВГ: Что самое сложное в работе водителя?

Маргарита: Для меня - рано вставать (смеётся).

Марина: Непонимание на дороге. Это самое сложное. Встречаются такие водители, которые просто не реагируют ни на что. А если видят ещё, что женщина за рулём, да ещё и блондинка, всё, у них башню сносит. И начинается… Но в брюнетку покраситься всё равно не желаю (улыбается).

ВГ: То есть нельзя сказать, что водитель - это мужская профессия?

Марина: Нет, конечно, нет. Я читала, что на одном разрезе у нас в области женщины на БЕЛАЗах работают. А почему нет? Я не вижу ничего такого тяжёлого и сложного в этом, такого, чтобы женщины не справились. Мужчины же могут у нас работать, например, модельерами, а почему мы не можем водителями (улыбается)

ВГ: И вы бы посоветовали женщинам работать водителями автобусов?

Маргарита: Если нравится и хочется, душа лежит к этому, то, конечно же, надо идти и учиться.

Марина: Но нужно и иметь какую-то внутреннюю силу, чтобы знать, что сможешь хорошо водить автобус, чтобы пассажирам было комфортно, когда ты за рулём. И, конечно, верить в себя.

Уважаемые читатели, теперь вы можете поделиться своими новостями о событиях в городе с редакцией Novokuznetsk.su по WhatsApp, Viber, Telegram по телефону +7 (923) 464-0620.