RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 30 Апреля 2009

Эта музыка будет вечной

Весна в нашем городе выдалась чрезвычайно джазовой. Не успели угаснуть впечатления от масштаба и массовости недавно прошедшего в «Геликоне» джаз-марафона, как в гости к нам поспешили звёзды мирового уровня – на XXIV Международный фестиваль «Джаз у Старой крепости» имени Анатолия Берестова.
Маэстро мог бы быть доволен: все трудности в организации джазового фестиваля успешно преодолены, как это и бывало в прежние сложные времена. Подробнее, кстати, вспомнить об основателе новокузнецкого джаз-клуба случай представится чуть позже – 21 мая, когда в «Геликоне» состоится концерт, посвящённый памяти Анатолия Берестова.
А нынешний двухдневный фестиваль обещал достаточно интересных моментов.
Первооткрывателем и, несомненно, его хэдлайнером стал Рон Мотон. Известнейший саксофонист, композитор, аранжировщик, преподаватель и весьма славный темнокожий парень. Правда, не привёз-таки он к нам свой знаменитый винддрайвер – инструмент электроакустический, в переводе означающий «управляющий ветром», ещё в 2006-м пленивший российскую публику внушительным количеством различных тембров. Не беда, сказал Рон, зато теперь есть причина для ещё одного приглашения в Россию и Новокузнецк. А сейчас – сугубо акустический концерт.
Впрочем, Мотон и сам мог вполне сойти за «человека-оркестр». Он голосом подражал африканским барабанам, имитировал ди-джейские «штучки», и это не считая традиционного саксофонного импровизаторского искусства. В общем, нисколько не умалил значения своего присутствия на геликоновской сцене. Сначала гость играл с новосибирским трио Серебренников – Аверченков – Суворов (камерный вариант высококлассного джазового исполнительства), потом с «Новым кузнецким биг-бендом» (получился широкоформатный шоу-проект). Рон ещё на репетиции заявил оркестру: «Я человек нежадный, но все соло играть буду сам». Тут уж, как известно, счастья много не бывает, и публика «отхватила» жарких эмоций от выразительных и стильных импровизаций мастера, озарённых благородной хрипотцой его тенор-саксофона. Хит Рэя Нобла «Cherokee», «В сочных тонах» Эллингтона, латиноамериканская «Волна» бразильца Жобима… А как было исполнено соло для юной леди, сидящей в первом ряду, – что-то вроде колыбельной: нежно-нежно, тихо-тихо… Высший класс!
А ещё он пел – много и с нескрываемым удовольствием. Даже зал заставил исполнять роль баса с аккомпанементом для популярной темы «Take Five». Прямо стал похож на поющего священника-баптиста, воздававшего хвалу музыке и богу в стиле соул. И в конце представления, заслышав с небес голос Луи Армстронга, под звуки мелодии «Когда святые маршируют», пританцовывая, змейкой с «биг-бендом» прошёлся по залу.
Публика разве что только не рыдала от восторга. Рон… встал на колени перед залом. «Это признание!» – провозгласила Юшкова. А уж он-то нам как понравился! Артист! Волшебник! Фокусник! Рон Мотон.
Следующий вечер выдался под знаком сибирского джаза. Вот, например, команда «Project Combo» из Томска, играющая в стиле джаз-рок (фьюжн). Два года назад ребятам посчастливилось поучиться в знаменитом музыкальном колледже Беркли, сорвав там 100 баллов при поступлении и получив звание ни много ни мало – «рашен старз». С тех пор идут прямо-таки нарасхват как в России, так в Америке и Европе.
Самое удивительное, что средний возраст этого трио где-то около 25 лет: гитарист Евгений Побожий – 20-летний автор почти всех сыгранных композиций, басист Герман Мамаев, со времени американской стажировки обрётший прозвище «Жако» в честь легендарного Жако Пасториуса (парню, заметим, всего 19 лет от роду), и несколько более солидный ударник Андрей Бирюков.
«Combo» – это напор, энергия, драйв, скорость. Стремительная мощь электрогитар, поддержанная ударной техникой барабанщика. Более того – юноши осмелились потрясти вековые джазовые устои, экспериментируя в области ритма и гармонии:
– Мы разрабатываем собственную ритмическую концепцию, – делятся артисты. – Каждый «варится» сразу в нескольких ритмических планах, и поэтому фразы легко подхватываются друг другом. И гармоническая концепция тоже очень серьёзная – на основе древнеиндийских писаний. Обычно же в джазе принято по написанной гармонии импровизировать. А мы принципиально по ней не импровизируем. Мы строим свою гармонию и форму в процессе исполнения вещи.
И, наверное, это очень по-джазовому, ведь что, в конце концов, может быть вольней и свободней, чем джаз?
– Дважды тема никогда не звучит одинаково, и в этом кайф, – говорит Бирюков. – Это и ответственно очень. Это кайф. Я сегодня чуть не заплакал.
Далее в тот же вечер слушателей ждало классическое искушение в виде джазовых стандартов: Виктория Чековая и соотечественники – одна из самых ярких вокальных звёзд сибирского джаза в сопровождении музыкантов из Новосибирска. Кстати, к геликоновской сцене Виктория испытывает особый пиетет – в 2000 году на Сибирском межрегиональном конкурсе молодых исполнителей «Золотой геликон» (ещё одно детище Берестова) она сумела отхватить первое место и Гран-при. С того конкурса началось восхождение певицы на джазовый Олимп – учёба в Новосибирске, стажировка в Чикаго, концерты со звёздами российского и мирового джаза. Бывала и здесь несколько раз с Владимиром Чекасиным.
Виктория, обладающая недюжинными вокальными и артистическими данными, способная по случаю изобразить «старушенский» тембр, украсить свои импровизации фольклорными приёмчиками и, конечно, очаровать красотами баллад (хотя она всё-таки была куда более артистично бойка и изобретательна с вокальной стороны, нежели на данный момент лирично проникновенна) – она доставила публике массу истинно джазового удовольствия.
И, в конце концов, как водится у джазменов, когда в одном помещении собирается изрядное их количество, – добро пожаловать на джем-сейшн! Вновь на сцене появились неугомонные томичи и выдержанные, но всегда готовые пофантазировать на экспериментальные темы молодёжи новосибирцы – это на самом деле было здорово! За окнами на город опускалась ночь, а джаз всё продолжался и продолжался. Уж что-что, а эта музыка может быть вечной...

Анастасия Лешкевич, газета «Новокузнецк»

Фото Равиля Адиева

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter