RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 30 Апреля 2009

Пенсия - не за горами…

Нашу беседу с начальником УПФР Новоильинского района Галиной Юрьевной Чистовой и начальником отдела по назначению пенсий Ларисой Николаевной Тимаковой мы начали с проблем Новоильинки, где численность населения составляет 80 тысяч человек, а получателей пенсий – уже более 18 тысяч.
Казалось бы, какие проблемы могут быть у «спального» района? Предприятий – раз-два и обчёлся. Но пенсию новоильинцы независимо от того, где трудятся, оформляют по месту жительства. И работы у сотрудников этого УПФР, как и у их коллег из других районов, – очень много.
Лариса Николаевна:
– В результате реорганизации и банкротства ряда предприятий будущие пенсионеры в поисках подтверждающих документов вынуждены тратить время, нервы, деньги… У нас в районе была Новокузнецкая обувная фабрика №2, она закрылась. Архивы по личному составу на ответственное хранение не были переданы. В 1996 году здание, где располагалась фабрика, купил МТВ-Трэйдинг. Люди, начиная оформлять пенсию, сталкиваются с необходимостью подтверждения стажа, заработной платы, а мы им помочь ничем не можем. Эти справки имеет право выдавать либо правопреемник, либо вышестоящая организация, либо муниципальный архив.
– А в чем проблема? Разве хозяин этого здания не может сдать документы в муниципальный архив?
Галина Юрьевна:
– За каждую папку сформированных документов муниципальный архив берёт деньги. Предпринимателю, купившему здание (по сути, чужому дяде), придётся платить порядка 100 тысяч рублей! Зачем ему это? Лариса Николаевна:
– То же касается учреждения «Дирекция единого заказчика». ЖЭКи ликвидировались, часть документов сдана в муниципальный архив, остальные пока находятся в архиве МУ «ДЕЗ», которое не является правопреемником ликвидированных организаций. Люди, в течение долгих лет работавшие на одном месте, на предприятии, которое несколько раз реорганизовывалось, переименовывалось и в конечном итоге ликвидировалось, не могут получить нужных справок о зарплате и стаже.Это, как правило, ведёт к затягиванию сроков назначения пенсии, а у некоторых будущих пенсионеров к назначению её в меньшем размере. Такие проблемы возникают, когда предприятие либо обанкротилось, либо не ведёт хозяйственную деятельность, архивы брошены.
Галина Юрьевна:
– Трудно смириться со сложившейся ситуацией! ЖЭКи – наши, всё в рамках одного города, одной власти, они должны были официально сдать документы в муниципальный архив. Когда архивное учреждение выдаёт справки о зарплате, мы принимаем её, это законно. МУ «ДЕЗ» – не правопреемник ЖЭков, документы выдавать не имеет права. Почему при ликвидации ЖЭКов не было принято своевременного решения о сдаче документов в архив, чтобы люди не страдали?
– В декабре прошлого года внесены соответствующие изменения в Закон о банкротстве. Если раньше конкурсный управляющий был только вправе сдать документы по личному составу на хранение, то сейчас согласно закону он обязан это сделать…
Галина Юрьевна:
– Правильное решение, только жаль, что этого не сделали раньше.
Сейчас для расчёта размера пенсии мы берём зарплату по данным персонифицированного учёта, то есть ту, что отражена на индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица за период 2000 – 2001 гг. Но согласно законодательству человек также имеет право взять зарплату за любые пять лет подряд, до 31.12.2001 г., если её размер за 2000 – 2001 годы небольшой, либо он в это время не работал. Люди начинают эти справки собирать, и тут начинается хождение по мукам.
– Как должно происходить назначение пенсии по правилам? Что вы посоветуете людям, которым до пенсии осталось не так много времени?
Галина Юрьевна:
– Предварительно, хотя бы за полгода прийти в пенсионный фонд по месту жительства и сдать трудовую книжку на проверку. В случае обнаружения некорректных записей, неточностей (а такое нередко случается), будет время сделать необходимые запросы на истребование справок. У специалиста по назначению пенсии заранее будет готов макет пенсионного дела, и в течение 10 дней со дня подачи заявления пенсия будет посчитана. В соответствии с законодательством дополнительные документы могут быть представлены заявителем в течение трёх месяцев, но бывает, что и трёх месяцев не хватает, чтобы всё привести в порядок.
Лариса Николаевна:
– У нас в управлении разработаны памятки, мы выдаём их будущим пенсионерам, которые приходят к нам на консультацию, но зачастую работодатель их и не смотрит. Человек возвращается назад, приносит неправильно оформленную справку и приходится уже нашим специалистам делать повторные запросы. Теряется драгоценное время, человек нервничает, звонит, приходит и соответственно не может своевременно получить заработанную им пенсию.
Специалисты УПФР районов проверяют на предприятиях трудовые книжки людей, уходящих в ближайшее время на пенсию. Но что в итоге получается? Составили акт по каждому работнику с указанием, какие запросы надо сделать, что доработать, отдали кадровику. Через полгода приходят эти люди к нам в управление…и ничего не сделано. В итоге предварительная работа по проверке трудовых книжек уходит в корзину. Желательно, чтобы руководители предприятий обратили внимание на работу своих кадровых служб. Если специалисты УПФР выдают рекомендации, с ними нужно работать.
Галина Юрьевна:
– Сейчас много маленьких предприятий, в которых кадровой службы как таковой нет, здесь всё в одном лице – кадровик, секретарь, иногда бухгалтер. Отсюда – безграмотность в записях в трудовой книжке. Нужно учиться, читать нормативные документы, специальные журналы. На крупных предприятиях кадровые службы сильные, и в принципе записи в трудовых книжках грамотные.
Несколько раз в год мы проводим семинары, приглашаем представителей новоильинских предприятий – кадровиков, бухгалтеров. К сожалению, у нас нет таких прав, чтобы мы могли заставить их присутствовать на таких мероприятиях, а жаль.

– А какие проблемы при назначении пенсии могут возникнуть? Как заранее увидеть все недочёты, чтобы вовремя всё исправить?
Галина Юрьевна:
– По идее, проверять трудовую книжку должна кадровая служба организации, откуда человек уходит на пенсию. Если что-то непонятно, кадровику надо обратиться в пенсионный фонд района, где зарегистрировано предприятие, на консультацию к специалисту по оценке пенсионных прав, сдать трудовую книжку на проверку. А потом начать устранять недочёты. Люди не должны отпрашиваться с работы и бегать по организациям. Считаю, это во многом зависит от руководителя предприятия. У нас есть специальный день – среда, когда мы принимаем кадровиков вне очереди. Если до 2002 года они приходили, готовили списки людей, уходящих на пенсию, заранее, сами приносили документы, то сейчас от этой работы устранились совсем.
Галина Юрьевна:
– Если в трудовой книжке есть какие-то неточности, некорректные записи, незаверенные исправления, мы отправляем человека за справкой на предприятие, где он работал. В случае, если изменилось название, а предприятие – правопреемник, это обязательно должно быть отражено. Недавно к нам обратилась за начислением пенсии женщина, которая работала в 33-м профессионально-техническом училище. Организация переименовалась, и печать при увольнении в трудовой книжке не соответствует названию предприятия, принявшего её на работу. За справку в училище с неё требуют 200 рублей! Я разговаривала с директором, с кадровиком. Говорят, она уволилась, а документ о преобразовании пришёл позже. Но человек не виноват, вы ей сейчас справку выдайте! Разве это нормально? Справки о стаже однозначно должны выдаваться бесплатно! Справки о зарплате – да, это работа с архивными документами, лицевыми счетами, для этого требуется время. А справка о стаже выдается на основании личной карточки.
– А если нет возможности съездить за подтверждающими документами в другой город, например? Вы помогаете запрос сделать?
Лариса Николаевна:
– Когда видим, что человек грамотный, помогаем составить шаблон запроса. Главное – знать правильный адрес. Если нет – отправляем запросы сами.
– У моей сестры пропало девять лет стажа из-за того, что архив предприятия, где она работала, сгорел…
Лариса Николаевна:
– Стаж, если архив уничтожен в результате наводнения, пожара и других форс-мажорных обстоятельств, можно восстановить показаниями двух свидетелей, которые работали совместно с заявителем и в трудовой книжке имеется запись о работе на этом предприятии. Зарплату можно подтвердить косвенными документами, например: партийным, профсоюзным билетами. Там взносы отражены. В этом случае принимается комиссионное решение. – После услышанного с трудом верится, что бывают такие кандидаты в пенсионеры, у которых в трудовой книжке всё хорошо.
Лариса Николаевна:
– Такое редко, но бывает. Это счастливые люди.
– А что вы скажете по поводу молодых людей, нужен ли им стаж?
Галина Юрьевна:
– Ситуация такая. Всем, кто пойдёт на пенсию или начал работать с 2002 года, по новому законодательству при определении права на пенсию пяти лет стажа достаточно, а дальше всё зависит от сумм страховых взносов. Поэтому нужна зарплата, и белая зарплата, чтобы с неё были отчисления в пенсионный фонд. Каким будет размер пенсии, если часть зарплаты выдаётся по ведомости, а часть – в конверте? Но не надо забывать, что бывает пенсия и по инвалидности. Страховые случаи разные. Нередко молодым людям приходится назначать социальную пенсию, потому что её размеры выше, чем заработанная ими трудовая.
Лариса Николаевна:
– Одна из проблем – работодатели зачастую не передают сведения на индивидуальный лицевой счет работника. Чтобы проконтролировать его, застрахованные лица имеют право один раз в год запросить выписку из индивидуального лицевого счета в управлении пенсионного фонда по месту жительства.
Галина Юрьевна:
– Ежегодно по 1 марта включительно идёт передача сведений в УПФР предприятиями и организациями города о каждом работающем. В этом году у нас в районе три страхователя не сдали сведения. Чем это грозит людям? Даже если взносы перечислены, они обезличены, просто общей суммой на счету пенсионного фонда «болтаются», а кому конкретно предназначены, никто не знает. Есть ещё один момент. Законом предусмотрена выплата правопреемникам накопительной части пенсии. В том случае, если работодатель не будет производить отчисления взносов в соответствии с законодательством, то ничего наследникам не остаётся.
P.S. Уважаемые новоильинцы! Если у вас возникли вопросы, приходите в УПФР с трудовой книжкой! Предварительно нужно записаться по телефону 61-43-96. Прием ведётся ежедневно и проводится чётко по времени.

Нина Деева, газета "Новокузнецк"

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter