RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 26 Мая 2009

Ненужные дома – ничейные проблемы

О новых формах управления жилыми домами, в том числе и посредством управляющей компании, сейчас говорится много, в средствах массовой информации неустанно разъясняются права и обязанности сторон. Законодательство призывает жителей многоквартирных домов к проявлению инициативы и всемерному контролю над действиями выбранной УК. Однако часто все прописные истины, касающиеся нового жилищного устройства, жителям приходится познавать на собственном опыте – а точнее, на собственных ошибках. Как взаимодействовать, что предпринимать, если стороны не выполняют своих обязательств, и кто в итоге будет виноватым – всё это, к сожалению, выясняется уже в процессе управления.
На этот раз страсти разыгрались вокруг двух домов в посёлке Листвяги – № 47 и 49 на улице Серпуховской. Возмущённые посетители нашей общественной приёмной наперебой рассказывали, что их жилища уже давно находятся в аварийном состоянии, что управляющая компания ничего делать не желает, и что они – жильцы – не хотят платить за несуществующие услуги.
Идём на Серпуховскую. Вот и объекты нашего внимания – кирпичные двухэтажные строения, по 16 квартир в каждом доме. Если снаружи всё и выглядит более-менее приличным, то внутри состояние помещений, действительно, оставляет желать лучшего. Сырость чувствуется «невооружённым носом». Плесельная чернота на потолке, рассыпающиеся окна, змеями ползущие по стенам трещины, полы, на которые порой боязно ступить – а вдруг так и уйдёшь в тартарары…
Наш проводник по «запущенному жилфонду» – собственница одной из квартир Надежда Пенчук. Она показывает ванную комнату и туалет: здесь провалился пол, и теперь приходится бегать в уличные «удобства». А в квартире у Любови Кольцовой везде лежат деревянные настилы, дабы всё добро – шкафы, холодильник, диван и прочая тяжёлая мебель – не провалилось вниз.
А внизу, под полом, нет даже подвала. Для пущей наглядности Фёклины, также живущие на первом этаже, разбирают доски – дом, как выясняется, стоит прямо на земле. Внутри видны перержавевшие трубы, увешанные «хомутами», которые, по свидетельству жильцов, неустанно рвутся и топят квартиры.
Поднимаемся на второй этаж. У Ходаковых дома сегодня только 82-летняя Валентина Романовна с маленькой правнучкой. Баба Валя нам демонстрирует «красоты» потолка: чернота такая, что уже никакими побелками не затрёшь. На шкафу стоит тазик – универсальное средство против дождей.
– Да тут даже когда снег тает, с потолка бежит так, что на первом этаже не успевают тазики подставлять, – рассказывает уже хозяйка другой квартиры Инна Казанцева.
Время от времени здесь возникают перебои с холодной водой. Могут отключить на всё лето, а этой зимой, как сообщают обитатели многострадальных домов, холодной воды не было с 15 февраля по 3 апреля – перемёрзла. В таких случаях на помощь приходит близлежащий родник, а когда и его исчерпывают, в ход для повседневных нужд идёт горячая вода, а здесь в кранах бежит только та, что запитана от отопления – то есть техническая, напичканная специальными ядами, очищающими трубы от загрязнений и ржавчины. Используют её в том числе и для приготовления еды, и для стирки детской одежды...
В роли управляющей компании для «серпуховских» домов выступает ООО УК «ЖЭК пос. Листвяги». Претензий у жильцов к ней и по обслуживанию скопилось немало: и относительно уборки в подъездах, и к постоянной грязи во дворе, который удосужились привести в порядок только лишь готовясь к судебным разбирательствам. «Когда на ремонт кого-нибудь вызываешь – в УК говорят: несите свой инструмент и свои материалы, – рассказывают жители. – За что мы вообще платим? На заявки по аварийным ситуациям – никакой реакции». – Я три месяца за электриком бегала, – говорит Надежда Пенчук. – В конце концов, проводку пришлось делать с помощью постороннего специалиста. А недавно у входа в подъезд прорвало трубу, всё вокруг заливало, даже ко мне в квартиру вода попадала. Сосед пришёл в ЖЭК, ему отказали в принятии заявки. Он говорит: тогда пишите отказ на заявку. «А у нас некому писать», – вот и весь разговор. Сосед сам откачивал воду, сам лазил к трубам, чтобы хомут поставить.
Кто-то из обратившихся к нам платит лишь выборочно – за услуги, которые худо-бедно, но предоставляются (отопление, воду, вывоз мусора, содержание), кто-то не хочет накапливать долги и платит за всё, но при этом обслуживанием домов крайне недоволен.
Но в ООО УК «ЖЭК п. Листвяги» с доводами жильцов не согласны. Контраргументы сотрудников выглядят следующим образом:
– Мы несколько раз меняли в домах проводку, снег регулярно с крыш убирали. Вывозим мусор, раз в месяц в подъездах производится влажная уборка. Пытаемся размораживать трубы – часто бесполезно, слишком уже ветхие. Аварийных ситуаций, конечно, много – дома-то старые. А чуть что, жители ведь сразу бегут к нам – дома-то рядом, в 100 метрах от нас находятся. Реакция на вызов – 15 минут. А неплательщиков среди жителей – большинство. Нам регулярно нужно платить «Водоканалу» и «НЭКу», долгов по их услугам также скопилось много.
В итоге самым злостным (по мнению УК) должникам пришли повестки в суд, и в начале мая дело было рассмотрено в мировом суде посёлка Листвяги. Адвокат Надежда Кутузова, представлявшая семерых из ответчиков, рассказывает:
– В 2008 году МУ «ДЕЗ» и ООО УК «ЖЭК п. Листвяги» заключили договор об уступке права требования, по которому долги жителей этих домов перешли в «ведение» новообразованной управляющей компании. Поэтому сначала УК предъявила иски к жильцам по долгам с 2003 года. Но суд пришёл к мнению, что условия при заключении договора не были соблюдены: в приложении к договору обозначены только долги по домам, а УК предъявила иск к каждому жителю. Тем более что дарения между юридическими лицами не допускаются.
Долги МУ «ДЕЗ» не были признаны. В итоге суммы в исках управляющей компании существенно снизились, однако суд отказал в их удовлетворении.
Пожалуй, самым существенным во всей этой истории (и для жителей не самым приятным) является тот факт, что ни с одним из жильцов договор на управление заключён не был. Как это часто бывает – по незнанию ли, по безынициативности хозяев квартир и попустительству управляющей компании – жителями не было проведено общего собрания, не утверждены и не подписаны с УК перечень, план и сроки проведения необходимых работ. Из-за отсутствия документов тем и другим в дальнейшем сложно будет отстаивать свои интересы в различных инстанциях.
Что же касается больной темы капитального ремонта... Конечно, жители сейчас апеллируют к прошлому, возлагая грехи за ни разу не производящийся капремонт в домах 60-х годов «рождения» (говорят, что только лишь крышу чинили 20 лет назад) на управляющую компанию, призванную руководить ими лишь с ноября прошлого года. Хотя здесь ни для кого не секрет, что данная УК возникла и действует на базе бывшего ЖЭКа посёлка Листвяги, её и считают «наследницей» ЖЭКа по простой житейской причине: «И тогда ничего не делалось, и сейчас там работают те же люди». Старые проблемы, к сожалению, хорошо знакомые той и другой стороне. Кстати, в ходе суда истцу всё-таки пришлось признать, что никаких «капитальных» работ УК не производила, хотя долги за капремонт в исковых требованиях изначально выставляла.
Однако в управляющей компании нам сообщили, что они обращались к властям по вопросу включения своих «подопечных» в федеральную программу реформирования ЖКХ. В этом году, говорят, не получилось, может быть, включат в следующем. Но всё же со своей стороны УК светлого будущего бунтующим домам не сулит.
– Мы будем отказываться от них. Уберём мусорные контейнеры, уборщиц, пусть как хотят, так и управляются, – генеральный директор ООО «Управляющая компания «ЖЭК п. Листвяги» Александр Апёнышев настроен решительно. Уведомления об отказе «в связи с тем, что оплата за коммунальные услуги производится в ненадлежащем порядке» жильцы уже получили. А пока они своими силами готовятся поднимать на крышу шлак, купленный и привезённый за собственные же средства. И продолжать решать возникающие ремонтные задачи – кто как может. Хотя уходить в самостоятельное плавание, будь то создание ТСЖ или переход на непосредственное управление, побаиваются. Ведь отсутствие расходов, связанных с привлечением к управлению УК (тем более, если она неэффективна), – ещё не причина оставаться один на один со всеми коммунальными проблемами.
Конечно, ситуация с «серпуховскими домами» не исключительная. Новый закон так или иначе вынуждает граждан проявлять активность в деле сохранения своей «территории проживания» в надлежащем порядке. Ведь, прежде всего, это надо именно им. Но готовы ли к тому граждане – вот в чём загвоздка. Поэтому вопрос, как научиться договариваться, грамотно отслеживать деяния управленцев и, в конце концов, наладить результативное хозяйствование, ещё долго будет оставаться открытым.

Анастасия Лешкевич, газета «Новокузнецк»

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter