RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 18 Июня 2009

Человеческий фактор

Введение Единого государственного экзамена обострило споры о том, что является определяющим в подготовке учащихся. По мнению многих, ключевую роль играет фундамент, заложенный в начальной школе. Именно в ней следует искать причины успехов и неудач старшеклассников. Но ведь совершенствуются программы, методики, педагоги начальных классов берут на вооружение самые современные методы и приёмы… Вот только результат получается разный. Почему? Но не буду рассуждать «в общем».
В конце учебного года мне предложили побывать на занятиях учителя начальных классов лицея №111 Юлии Юрьевны Лучкиной – человека, в юности мечтавшего работать с детьми, а теперь педагога с 24-летним стажем, почётного работника общего образования, учителя высшей квалификационной категории… Впрочем, мне её представили совсем не так. Сказали: «учитель от бога».
В первом «Б» урок русского языка.
– «Ко-ро-ва»… Что вы знаете о корове?
– Корова – травоядное животное…
– Корова даёт молоко…
Дети вспоминают то, что знают об этом домашнем животном. Потом учитель предлагает им закрыть глаза и снова произнести словарное слово – чётко, по слогам. А затем – ещё раз прочитать: «корова». Записать транскрипцию и определить количество букв и звуков. Но это только начало урока. Тема – «Перенос слова».
– В телеге ехало предложение. Его так трясло, что оно рассыпалось на слова. Давайте соберём…
Собрали. Получилось:
– Пастух гонит коров на луг.
После этого первоклассники определяют количество слогов в словах. Нетерпеливо подскакивают, тянут руки и непосредственно радуются верным ответам. Удивительно весёлый, как игра, предмет – русский язык. Юлия Юрьевна не пытается усмирить особо активных, но, что называется, «держит» класс. Ведёт урок в довольно быстром темпе и вот уже задаёт следующий вопрос:
– Какие слова нельзя переносить?
– Состоящие из одного слога…
– Нельзя переносить слог, состоящий из одной буквы, так как одну букву нельзя оставлять на строке…
Ответы не нужно вытягивать. Причем говорят и те, у кого это складно получается, и те, у кого – не очень. И даже по мере усложнения заданий желающих поделиться мнением меньше не становится. А ведь в начале учебного года приходилось прикладывать усилия, чтобы разговорить этих первоклашек. Дети были пассивны или просто боялись отвечать. В чём секрет мастерства? Юлия Юрьевна неохотно говорит о себе, зато рассказывает об учебных программах.
На базе лицея №111 открыта инновационная площадка «Развитие индивидуальности младшего школьника в условиях начальной школы полного дня». Педагоги исходят из того, что каждый мальчишка и каждая девчонка уникальны, требуют особого подхода к себе. Причём не только во время учёбы, но и в свободное время. И задача школы заключается в том, чтобы сформировать такую образовательную среду, которая способствовала бы становлению личности всех учеников. Созданная при помощи родителей, психолога, педагогов основного и дополнительного образования карта индивидуального развития ребёнка является своеобразным планом действий. С одной стороны, в ней отражаются особенности личности и предпочтения маленького человечка, с другой – поставлены цели по формированию определённых свойств характера и развитию способностей. Один читает стихи, другой поёт, третий рисует.
Уроки же строятся таким образом, чтобы каждый лицеист развивал свою индивидуальность через учебную деятельность. Например, через практику высказывания собственного мнения. Оказывается, не у всех это получается одинаково хорошо и быстро.
– А теперь я вам продиктую пары слов, а вы запишите только те, которые можно переносить… Это задание Юлии Юрьевны – совсем непростое для первоклашек. Но дети выполняли, а потом объясняли, почему они именно такой вариант ответа выбрали. Ошибались, разбирались… Личностно-ориентированный подход – одна из особенностей программы Н.Ф. Виноградовой (предпосылками для её создания стали основные положения теории развивающего обучения Л.С. Выгодского и научные идеи Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и А.В. Запорожца), по которой работает Лучкина. Программа эта даёт большие возможности для развития индивидуальности младшего школьника. Она, в отличие от тех программ, где основной упор делается на объяснение учителя в режиме монолога, предполагает диалог, включённость самого ребёнка в проработку материала. Педагог всё время задаёт проблемные вопросы, ответ же на них каждый школьник ищет сам, самостоятельно делает выводы.
После урока, на котором мы сидели вместе со старшим преподавателем кафедры психологии Института повышения квалификации Валентиной Александровной Толстоуховой, она пояснила: – Важно то, что вопросы Юлия Юрьевна задаёт разноуровневые.
Это позволяет расти интеллектуально каждому ребёнку – независимо от того, насколько он подкован относительно других детей. «Твоё мнение?» «Как ты думаешь?» – такие вопросы учителя не только развивают внимание, логическое и креативное мышление, но и поднимают младшего школьника в собственных глазах. Ученик и учитель взаимодействуют как бы на равных. Ребёнок свободен, он чувствует, что в нём видят личность. Валентина Александровна даёт определение: «Педагогика сотрудничества».
Сама же Юлия Юрьевна шутя называет себя педагогом авторитарным. При этом вкладывает в слово «авторитарный» несколько иной смысл: «Мне надо, чтобы меня слушали. Хотя с годами я стала более терпимой, научилась договариваться». Для взращивания же в детях уверенности в себе Лучкина активно пользуется ещё одним средством.
– Считаем в уме: шесть плюс четыре, минус восемь, плюс три, плюс пять, плюс ноль. – Десять!
Ответ первого задания, своеобразной разминки, урока математики дети выкрикивают хором. А Юлия Юрьевна реагирует очень артистично:
– Звёзды!
В арсенале учительницы есть и «молодец», и «солнышко». Подхваливая и подбадривая школьника, Лучкина способствует не только повышению самооценки растущей личности, но и её авторитета в глазах других детей.
– Сколько черепах было в террариуме? Кстати, что такое террариум?
Это очередной вопрос учителя на всё том же уроке математики. И прежде, чем начать решать задачу про черепах и ужей, ребята, которым уже доводилось бывать в террариуме, рассказали о том, что они там видели. Юлия Юрьевна кое-какие сведения добавила. В педагогике это называется «попутными знаниями». И плюсы такого приёма не исчерпываются расширением кругозора детей. Это и минутка отдыха (возможность переключиться на другую информацию), а в случае с террариумом – и способ облегчить решение задачи. Ведь первоклашкам легче выполнять математические действия, относящиеся к черепахам и ужам, рисуя их в своём воображении.
Детям легче. Учителю же, работающему по программе с интегрированным курсом и элементами развивающего обучения, сложнее. Каждый урок требует серьёзной подготовки. Педагогу нужно продумать «архитектуру» урока (это, наверное, труднее всего), а также найти дополнительную информацию. И к тому, и к другому Юлия Юрьевна относится творчески и очень серьёзно. Она тщательнейшим образом готовит вопросы и может, например, принести на урок по окружающему миру рассказы Михаила Михайловича Пришвина, чтобы соединить процесс получения знаний о животных со знакомством с творчеством одного из мастеров русской литературы.
– Хочу отметить, – сказала Валентина Александровна, – что Юлия Юрьевна так готовится всегда. Я много раз приходила к ней на занятия.
– Кому было интересно? Поднимите руки. Кому трудно?
В конце каждого урока Лучкина проводит такой опрос. Полезная вещь. Дети практикуются в самоанализе. Учитель же делает выводы (получилось ли, как задумывалось, или нет) и вносит коррективы в сценарии своих будущих уроков. В этом, скорее всего, кроется ещё один секрет педагога Юлии Юрьевны Лучкиной. Ведь без критического отношения к себе и постоянной работы над ошибками невозможно добиться успеха.

Ирина ЛАВРЕНОВА, газета «Новокузнецк»

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter