RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 25 Июня 2009

Протест против копирайта?

Читальный зал, шелест страниц, негромкое перешёптывание. Наверняка это знакомо многим. Но также немалому количеству современных людей известны такие проблемы, как нехватка времени, да и просто нежелание оторваться от уютного кресла и отправиться в библиотеку, которая может находиться довольно далеко от дома. У пользователей Интернета пока ещё есть альтернативный вариант – электронные библиотеки.
Действительно, довольно удобно, не прикладывая никаких усилий, получить нужную книгу, не отходя от компьютера. Однако не всем по душе такое использование достижений научно-технического прогресса. Некоторые авторы и издатели бурно выражают своё недовольство уменьшением тиражей и снижением доходов, обвиняя в этих бедах электронные библиотеки, которые якобы нарушают их авторские права. Это уже явилось одной из причин изменений в законодательстве (1 января 2008 года вступила в действие четвёртая часть ГК РФ) и, в свою очередь, повлекло за собой закрытие большинства электронных библиотек.
Действительно ли такой способ обнародования книг ущемляет интересы и права авторов? А может, в этом споре есть ещё и третья заинтересованная сторона? Для начала необходимо представить, какую структуру в нашей стране имеет авторское право. Оно состоит из личных неимущественных прав автора, которые действуют бессрочно и не могут быть отданы другому лицу (право на имя, защиту репутации, обнародование, а также право на неприкосновенность произведения), и из исключительных (имущественных) прав, которые автор может передать другому лицу, например, издателю, посредством заключения договора. Действуют имущественные права на произведение в течение всей жизни автора и на протяжении 70 лет после его смерти, переходя по наследству. Лишь после этого продукт творчества становится общественным достоянием.
Таким образом, автор зачастую всецело зависит от издателя, следовательно, от деятельности электронных библиотек убытки в первую очередь несёт издательство. Можно понять также «раскрученных» авторов, которые сами могут финансировать свои произведения, ведь в наше время успех практически любой книги зависит от количества вложенных в неё средств. Однако, для малоизвестных писателей электронные библиотеки – единственный шанс представить своё творчество широкому кругу читателей.
Вернёмся к законодательству. Действующим Гражданским кодексом допускается предоставление библиотекой экземпляров произведения во временное безвозмездное пользование без согласия автора или иного правообладателя. При этом в отношении цифровых экземпляров произведения говорится, что они могут быть предоставлены только в помещении библиотеки при условии невозможности копирования. Распространение работ без письменного разрешения автора нелегально.
К сожалению, не все электронные библиотеки утруждают себя сбором письменных разрешений авторов и правообладателей всех произведений перед публикацией. Хотя это долгий и обременительный процесс, но, всё же, единственный законный способ опубликования. Как следствие, нарушители подвергают себя риску сурового наказания со стороны закона и вызывают гнев авторов и издателей.
А ведь из электронных библиотек можно было сделать прекрасный рекламный механизм для по-настоящему востребованной литературы! Каждый, кто хоть раз читал книгу, сидя перед монитором, согласится, что затёкшая спина и усталые глаза не добавляют удовольствия от произведения и остроты положительным впечатлениям. Электронный вариант подходит только для ознакомления и не сильно сбивает тиражи. По крайней мере, не так, как на это жалуются издатели. Человек, начавший читать книгу в электронном варианте и заинтересовавшийся (или тот, кто уже прочитал книгу и остался доволен), пойдёт и купит её с гораздо большей вероятностью, чем другой, слоняющийся в нерешительности среди полок книжного магазина и не знающий, что выбрать. Данной закономерности есть вполне рациональное объяснение, которое дают психологи: понравившаяся книга затрагивает бессознательное читателя. Оно, в свою очередь, ищет какие-либо зрительные или осязаемые образы, потому что не воспринимает печатный текст. Поэтому человек нуждается в книге, которую он может потрогать, полюбоваться её оформлением, пошуршать страницами. Продолжая рассуждать таким образом, можно прийти к заключению: Сеть даёт возможность получения разностороннего рейтинга творчества, благодаря которому можно было бы предугадать спрос на литературные произведения, то есть легко можно было бы сказать, что выпускать и в каких количествах.
При этом теоретически для автора возможна следующая схема получения дохода: человек читает произведение, если оно ему понравилось, заполняет на сайте форму, отправляет запрос и получает книгу по почте. Такой вариант исключает множество посредников между автором и читателем, которые в настоящее время существуют и выступают против электронных библиотек куда больше, чем сами авторы.
Подводя итог, можно сказать, что действия библиотек всегда расходились с материальными интересами авторов и издателей. Конечно, электронные библиотеки способны предоставить в пользование произведения куда большему количеству читателей, чем обычные, да и с основной задачей – просветительской – в настоящее время они справляются куда эффективнее. Увы, законодательство – неповоротливый механизм, с трудом принимающий изменения. Оно пока не может создать новое исключительное авторское право, которое могло бы соответствовать уровню техники, не ущемляя при этом ни интересы авторов, ни интересы читателей. Ведь человек не обязан платить за всё. Лучше покупать только то, что нравится.

Татьяна Новикова, газета "Новокузнецк"

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter