RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 11 Августа 2009

Об актёрах, музыкантах и шутах

Михаил Ефимович Резник – человек заметный в творческой жизни нашего города. Пианист, импровизатор, концертмейстер, композитор. Иногда он проводит собственные авторские встречи, но чаще музицирует на вечерах своих друзей и коллег: новокузнецких писателей, поэтов и художников. Работает в ДТС, в училище искусств, в ДК «Алюминщик», играет в составе ансамбля «Ретро». В общем, живёт по обычному для музыканта рабочему расписанию: быть везде и всюду.
В Новокузнецк он переселился из Узбекистана. Там, в солнечном Ташкенте прошли его детство и юность, запомнившиеся не слишком любимой «музыкалкой» и безмерно обожаемым футболом. Многообещающий талант, который то приглашали на учёбу в московскую Гнесинку, то зазывали в ташкентскую консерваторию, предпочитал гонять мяч в юношеской команде «Пахтакор», играл за молодёжную сборную Узбекистана и в конце концов «дослужился» до кандидата в мастера спорта. Но всё же занятия музыкой не бросил (тут, конечно, не обошлось без настояния родителей) – закончил местное музучилище и пединститут. А потом и композиторством увлёкся.
В этом качестве Резник работал при Русском драматическом театре им. Горького и театре кукол города Ташкента – писал музыку к спектаклям. Наверное, на поприще сценического искусства и сформировалась приверженность композитора к «артистической» теме. Песенный мир Резника – это мир актёров, музыкантов, шутов: именно они часто становятся героями его произведений. Да и ему самому как музыканту близки и понятны творческие судьбы с их глянцем, видимой праздничностью – и вечной неустроенностью, иногда доходящей до трагизма существования.
Вот, например, «Уличные музыканты» на стихи новокузнецкой поэтессы Натальи Кристиной: «бремя таланта проклятья или прижизненный рай...» Эту песню он посвятил памяти Эдит Пиаф. А ещё есть «Памяти Марлен Дитрих», «Памяти Арно Бабаджаняна»... О последней – лиричнейшей, невероятно красивой мелодичной композиции – Резник рассказывает:
– Я сочинил сначала музыку – просто возникла вдруг мелодия, причём записал её очень легко и быстро, будто сам Арно Арутюнович рукой водил. Потом уже Наталью Кристину попросил придумать текст. А когда в Новокузнецк с гастролями приезжал Муслим Магомаев – это было в 2004 году – мне посчастливилось ему показать эту песню. Был уверен: она написана именно для его голоса. Муслим Магометович прослушал, некоторое время посидел в задумчивости, наконец, сказал: «Песня хорошая, она действительно «моя», но я, Миш, уже не спою её так, как надо. К сожалению...»
Есть ли избранные поэты, чьи стихи привлекательны для создания музыкальных тем? Их много. Ну, скажем, Юлий Ким. «Куплеты комической старухи» – яркий пример театрального творчества Резника, публикой неизменно встречаются с большим энтузиазмом. А «Скрипач» и «Песенка о шуте», написанные на слова закадычного ташкентского друга Саши Файнберга, стали лауреатами Дрезденского фестиваля «Шлягер» – было это в 87-м году (исполняла их звезда советской эстрады Наталья Нурмухамедова).
Или Александр Вертинский. Тот, кого современники называли «русским Пьеро». Отдельная история в творчестве Михаила Резника, автор, с которым связан цикл из 20 песен. По сути это спектакль, пьеса, которая в своё время и была поставлена новокузнецким «Синтезисом». На его же стихи создано множество произведений: «Безноженька», «Танцовщица», «Маленькие актрисы», «Минуточка», «Пей, моя девочка»...
– Меня действительно очень привлекают глубина Вертинского и его же шутовство – рассказывает Резник. – Иногда даже так было: я писал музыку к его стихам, а потом узнавал, что она уже существует – музыка, сочинённая самим Вертинским. Представляешь, у нас даже тональности совпали и мотивы чем-то оказались похожими. Чувствовали и думали, видимо, одинаково.
Спрашиваю: как выбираешь стихи?
– Картинки ищу.
Это как раз оттуда, из театральной жизни. Которая ему на самом деле очень нравилась. Увлекательнейшее дело – когда перед тобой лицедействуют персонажи, разворачивается сюжет, а ты сидишь и выдумываешь ко всему этому подходящую музыку.
– Я же ещё в киностудии «Узбекфильм» три года трудился, создавал музыкальное сопровождение к научно-популярным, документальным фильмам, а больше всего мне нравилось работать с мультипликацией. Мультфильмы до сих пор очень люблю, не поверишь – могу часами их смотреть, старые добрые наши мультики. В театре, кстати, много сказок озвучил: «Волшебник Изумрудного города», «Спящая красавица», «Кот в сапогах» – и не сосчитаешь уже. Особенно удался «Кощей Бессмертный» – зрители просто ухахатывались на представлениях. Я старался «изобразить» персонажей, каждому характеристику дать, чтобы детям посмешнее было.
Удивительный человек – он способен совмещать в себе какое-то доброе ребячество и серьёзность, излучать неугасающий оптимизм и остро чувствовать драматизм человеческой жизни, быть лириком и сатиром в одном лице. А ещё его постоянно спрашивают: уж не родственник ли он знаменитому Илье Резнику? Да, говорит Миша, только дальний, близко с ним и не знаком, лишь в Ташкенте давным-давно пару раз видел. Зато стихи Ильи Рахмиэлевича нравятся, и мелодии к ним хорошо пишутся. Когда-нибудь, может быть, и представит их публике...

Анастасия Лешкевич, газета «Новокузнецк»

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter