Новостьот 19 ноября 2024
«Придётся выпускать собак»: администрация Новокузнецка перестала платить приюту, в котором содержатся бездомные животные
Пообщались с руководством приюта и пришли к неутешительным выводам
Отлов бездомных животных в Новокузнецке уже давно стал общегородской проблемой – жители жалуются на стаи безнадзорных животных, администрация приостанавливает выплаты приютам, а депутаты уже приняли закон, предполагающий усыпление некоторых категорий собак. Для того, чтобы разобраться, почему так происходит, мы пообщались с руководителем новокузнецкого приюта «Шанс на жизнь».
Питомник представляет собой небольшое огороженное пространство близ деревни Сосновка. Здесь работает около 20 человек постоянного персонала и содержится чуть больше 1 800 бездомных собак. Из них всего около 300 проходят процедуру чипирования – большая часть "хвостиков" на улицу вернуться не может.
«Все эти собаки по закону принадлежат городу, не нам. Большая их часть это те, кого мы содержим постоянно по просьбе администрации как условно опасных. Это либо породы, входящие в федеральный список: алабаи, ротвейлеры, овчарки и так далее. Либо это собаки, которые проявляют определённую агрессию. Как охранники они хорошие, но выпустить в город мы их не можем», – объясняет Татьяна Снигирева, директор приюта.
Среди сидящих в будках и вольерах собак встречаются самые разные особи, от обычных двортерьеров, до хаски и доберманов. Всех их по разным причинам выбросили на улицу. Как объясняет женщина, частое такое происходит из-за смерти хозяина, когда наследники не могут решить, что делать с любимцем почившего.
Однако вернёмся к администрации. Если все собаки принадлежат городу, то кто их содержит? И вот тут начинается самое интересное. Всё дело в том, что муниципалитет крайне неохотно выделяет финансирование, коего нужно очень много. На данный момент, по словам Татьяны, выплаты фактически приостановлены, а приют получил только 30% от суммы – задолженность перед учреждением составляет 7 миллионов рублей.
«Они, видимо, не понимают, что собак надо на что-то содержать, животные же есть хотят. Сейчас нам выделяют деньги из расчёта, что в день на одно животное надо 102 рубля. На эти деньги их содержать сложно, но мы пытаемся. Очень помогают волонтеры. Ещё мы должны оказывать медпомощь и проводить ревакцинацию – за это нам не платят в принципе».
Отметим, что здесь речь идёт о тех собаках, которые постоянно содержатся в приюте. Единоразовые расходы на отлов, стерилизацию, вакцинацию и возврат (ОСВВ) в разы больше – около 10 тысяч рублей на особь.
Вторая серьёзная проблема для приюта – новый закон, согласно которому агрессивных или тяжелобольных собак будут усыплять. Если со вторыми всё ясно, то первые вызывают огромные вопросы.
«Вот у нас поступила заявка, ребёнка укусила собака. Приезжаем, спрашиваем, какая собака укусила. Естественно, ребёнок точно сказать не может, особенно если животных было несколько. И как в таких условиях понять, кого усыплять, а кого нет? Более того, в законе чётко прописано, что речь идёт о немотивированной агрессии. А кто это будет определять? Она у собак встречается достаточно редко, для её выявление необходима работа с зоопсихологом, которого у нас в Кузбассе найти невозможно».
За время существования приюта было всего 4 прецедента, когда из-за агрессии собак усыпляли. Все они происходили с алабаями, которые по разным причинам оказались на улице.
В общем, нормального механизма для определения немотивированной агрессии у собак нет. Усыплять всех подряд без предварительного выяснения обстоятельств не станет уже сам приют.
И что же делать во всей этой ситуации? Будущее Татьяна Снигирева рисует безрадостное.
«Если честно, у нас уже стоит серьёзный разговор о продолжении нашей деятельности. У нас 20 работников, 1 800 собак, нужно и людям платить и животных содержать. Если в дальнейшем денег от администрации не будет, мы принимаем решение о выпуске половины животных. Сколько сможем содержать, столько сможем. Морить собак голодом это тоже жестокое обращение».
В качестве альтернативы в приюте видят муниципально-частное партнёрство по опыту Казани и Нижнего Новгорода. Да, муниципалитет не может себе позволить организовать и содержать свой приют, но можно организовать нормальное сотрудничество с волонтёрами, без постоянных задержек выплат.
На данный момент приют максимально оттягивает неизбежное, однако если к началу 2025 года город не погасит свои долги, «Шанс на жизнь» попросту не сможет физически содержать такое количество собак. Решать эту проблему администрация, похоже, не торопится.
Если у вас есть интересная информация, которой вы готовы поделиться, то связаться с нами можно через WhatsApp или Телеграм, ещё вы можете нам позвонить по телефону 8(923)464-0620. А чтобы не пропускать актуальные новости, подписывайтесь на группу