RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 19 Августа 2009

Понять, чтобы принять…

Жизнь и смерть. Эти тесно взаимосвязанные между собой грани бытия интересуют писателей, художников, поэтов уже на протяжении тысячелетий. В Новокузнецком художественном музее работает выставка гравюр из частной коллекции Сергея Якушина «Memento mori».
Что в переводе с латинского – «помни о смерти». Первоисточником этой крылатой фразы принято считать вторую книгу «Истории» Геродота. Во времена средневековья эти слова стали формой приветствия членов ордена тамплиеров. Обмениваясь ими при встрече, монахи напоминали друг другу о том, что жить на земле нужно достойно, дабы избежать кары на том свете. Начиная с XVII века, тема смерти в культуре России и зарубежных стран становиться популярной. К ней нередко обращаются люди искусства…
На выставке представлены подлинники гравюр, посвящённых смерти и связанным с ней традициями погребальным обрядам. Интересен тот факт, что владелец выставки Сергей Якушин занимается ещё и ритуальным бизнесом – он директор крематория. Собирает картины подобной тематики давно. Коллекция необычных работ привезена им из Новосибирска совершенно бесплатно для нашего художественного музея. Все вырученные деньги пойдут в фонд музея.Сергей Якушин является помимо прочего еще и меценатом.
В литературоведении существует такой принцип: «Понять, чтобы принять…». Именно так критики говорили о поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Резонно было бы отнести эти слова и к представленным картинам. Интересной в этом ключе является работа неизвестного литографа «Умершая Тамара, окружённая родными». На гравюре представлена иллюстрация к поэме к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон», сюжет которой печален… но лица провожающих Тамару в последний путь смиренно прекрасны. Сама она изображена автором в розово-лиловом цвете. Смерть представляется не как что-то ужасное, пугающее, а как один из этапов жизни любого человека.
Зрители также смогут увидеть такие известные работы, как гравюра Н. Герардова «Посмертная маска А.С. Пушкина, принадлежащая его секунданту Данзасу», «Николай Васильевич Гоголь в гробу», «Памяти Ивана Сергеевича Тургенева». Авторы гравюр обращаются и к погребальным традициям различных религиозных конфессий: мусульманство, иудаизм, христианство, буддизм. Например, на гравюре Джона Рекорда «Индийская женщина сжигает себя на похоронах мужа» представлен древний обряд сати. Это похоронная ритуальная традиция в индуизме, по которой вдова подлежит сожжению вместе с покойным супругом на специально сооруженном погребальном костре. Много работ посвящено христианскому пониманию смерти, когда смерть и бессмертие ставятся на одну ступень. Это исходит из ветхозаветного «День смерти лучше, чем день рождения». И действительно все работы поражают своим умиротворением и примирением с неизбежным печальным днём в нашей жизни… Рассматривая гравюры, зритель учится не бояться смерти, а принимать её как один из этапов вечной жизни…
PS. Напомним, что продлится выставка до 8 сентября.

Нина ОВЧИННИКОВА, газета "Новокузнецк"

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter