RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 10 Сентября 2009

У школьников должно быть право выбора!

На прошлой неделе звонки прозвучали во всех школах Новокузнецка, старт новому учебному году дан. О состоянии образовательной системы города, её проблемах и перспективах наш разговор с председателем комитета образования и науки Григорием Вержицким.
– Григорий Анатольевич, в интервью телеканалу «Россия» президент Дмитрий Медведев отметил, что наше образование имеет ряд достоинств и недостатков, уточнив при этом: «это не та система, с которой мы должны переходить в будущее». Как Вы оцениваете качество школьного образова-ния в Новокузнецке? Нужно ли, на Ваш взгляд, что-либо менять?
– Как педагог к показателям качества городского образования в первую очередь я отношу резуль-таты государственной итоговой аттестации, проходившей в форме ЕГЭ. То, что мы получили в итоге, нас обнадёживает и проблематизирует. Этим летом 100 баллов по области набрали 18 чело-век, при этом восемь из них – из Новокузнецка (почти 45 процентов). Ещё один важный показа-тель – положительная динамика среднего балла по обязательным предметам. Если в прошлом го-ду, когда ЕГЭ проводился в экспериментальном режиме, не преодолели минимальный порог по русскому языку 11 процентов старшеклассников, а по математике – 34, то в этот раз количество двоечников снизилось в разы – до 2,54 и 3,08 процента соответственно.
Кроме того, из 13 дисциплин в форме тестирования по 12 городские показатели выше, чем в ре-гионе, по четырём – самые лучшие в России.
Однако, несмотря на определённые достижения, образовательная система Новокузнецка ещё дале-ка от совершенства, требует дальнейшего развития.
Большую тревогу вызывает качество обучения в вечерних сменных школах. Ребята, которые пока-зали почти нулевые знания на итоговых экзаменах и не получили аттестаты, как правило, – выпу-скники именно этих заведений. К сожалению, есть и в лицеях и гимназиях ученики (их более 50), получившие неудовлетворительные отметки на ЕГЭ. Администрациям школ, методическим объе-динениям учителей необходимо проанализировать и выделить по каждому предмету разделы, те-мы дисциплин, а также виды заданий, которые вызывают наибольшие трудности у учащихся.
Не менее важная проблема на сегодняшний день – работа с одарёнными детьми. Отмечу, что роста в этом направлении не наблюдается. Из года в год мы остаёмся на одном и том же уровне: около 30 человек становятся победителями областных олимпиад, не более пяти учеников – призёрами всероссийских. Но такие результаты нас не устраивают. Более того, необходимо формировать сис-тему отбора, подготовки и продвижения талантливых детей.
В этом учебном году комитет образования и науки предлагает один из путей решения этой про-блемы – в октябре во Дворце творчества имени Н.К. Крупской будет открыта Школа интеллекта. В ней смогут бесплатно получать дополнительное образование по интересующим дисциплинам 300 учеников 9-х, 10-х и 11-х классов. Однако обучаться там смогут далеко не все желающие – только те, которые пройдут жесточайший отбор в несколько этапов. В школе ученик и учитель смогут взаимодействовать друг с другом при помощи компьютера и Интернета. Однако стоит осо-бо отметить, что педагоги не ставят себе цель «натаскать» ребёнка для поступления в институт или университет. Для этого существуют подготовительные курсы при вузах, мы же стремимся развить в учениках всесторонне развитую личность и расширить их познания по выбранным предметам.
– Какие ещё новшества в образовательной сфере будут введены в этом году?
– Предстоящий учебный год будет нелёгким для образования города. В рамках развития совре-менной школьной инфраструктуры мы будем решать задачу по изменению облика школ как по форме, так и по содержанию. В связи с этим в учебных заведениях планируется постепенное вне-дрение новых образовательных стандартов, что предполагает разработку иных требований к школьным программам и результатам их освоения, новую систему оценки качества. При этом, го-воря о требованиях к содержанию и структуре образования, отмечу, что серьёзное достижение со-временной системы обучения – наличие вариативности, которое будет активно развиваться и в этом учебном году. На сегодняшний день в Новокузнецке представлено 25 профилей, из них 16 – технического и естественно-математического направления и девять – гуманитарного.
Продолжится и внедрение новой системы оплаты труда учителей. У нас 74 образовательных уч-реждения перешли на такой принцип получения заработной платы, при этом ни одно из них из этого эксперимента выходить не собирается. Чем больше будет понимание педагогами того, что представляет из себя новая система оплаты труда, на каких основных принципах работает, тем меньше будет слухов и негативного отношения. Она предполагает материальное поощрение тех педагогов, которые добились высоких достижений в своей деятельности.
Каждое образовательное учреждение должно самостоятельно решить, за какие достижения учени-ков поощрять учителей в большей степени.
– Возвращаясь к вопросу о Едином госэкзамене, хотелось бы уточнить вот какой момент. Прези-дент, чтобы избежать проблемы недобора в вузы, предлагал на законодательном уровне ограни-чить число заведений, в которые абитуриенты могут подавать документы. Как Вы относитесь к данной мере?
– Я всегда был против различных ограничений: у школьников на протяжении всего обучения должно оставаться право выбора. Проблемы, возникающие в период приёмной кампании, учреж-дения должны преодолевать самостоятельно, предлагать грамотные решения, договариваться ме-жду собой. Порой возникает совершенно абсурдная ситуация – на одни и те же факультеты, спе-циальности или направления в разных вузах нужно сдавать абсолютно различные предметы.
– Григорий Анатольевич, в Новокузнецке большая очередь в детские сады (более 7000 ребяти-шек). Будет ли эта проблема каким-нибудь образом решаться в новом учебном году?
– На мой взгляд, это основная проблема системы образования. Администрацией города проведён ряд мероприятий, которые будут способствовать созданию дополнительных мест. Так, по про-грамме оптимизации и реструктуризации муниципальной образовательной сети возвращено 10 помещений школ, которые изначально принадлежали детским садам. Это позволит создать 680 мест. Из-за нехватки финансирования ремонтные работы ведутся только в восьми садиках. В це-лом для завершения реконструкции требуется не меньше 470 миллионов рублей. В ноябре плани-руется открытие детского сада №252 в Новоильинке. В действующих заведениях продолжается создание дополнительных групп: 1 сентября заработали три – в Центральном и Новоильинском районах, в общей сложности на 60 мест.
Однако все эти меры не позволяют полностью решить названную проблему. В связи с этим мы ищем новые формы дошкольного образования и социальной поддержки граждан. Например, в му-ниципальном автономном центре «Семья» будут организованы кратковременные группы развития для детей от двух до шести лет.
Кроме того, у нас широко используется такой метод дошкольного образования, как семейные группы. Всего их в нашем городе 87, и воспитываются там 246 детей.
Я постоянно обращаюсь к предпринимателям: ну почему в нашем городе совершенно не развито освоение рынка образовательных услуг, в частности дошкольного образования? В мегаполисах в этой сфере конкуренция – у нас же ни одного частного детского сада. Муниципалитет готов рас-смотреть разные варианты и проекты. Наверняка найдутся люди, готовые платить за эти образова-тельно-воспитательные услуги.
– Много ли на сегодняшний день вакансий в сфере образования? Планируется ли оказывать под-держку выпускникам КузГПА?
– На конец августа в Новокузнецке зафиксировано всего 156 свободных рабочих мест, включая воспитателей, медицинский и обслуживающий персонал. Однако уверяю: истинные патриоты сво-его дела без работы не останутся. Совместно с Центром занятости мы готовы проводить стажи-ровку выпускников педакадемии в образовательных учреждениях. Изъявили желание её пройти всего 21 человек. Нам чрезвычайно важно обеспечить ротацию кадров, так как количество работ-ников пенсионного возраста в системе образования выше, чем в других отраслях. Этот уровень достигает 23 – 24 процентов. А количество молодых специалистов с каждым годом всё уменьша-ется. Если бы педагоги, отработавшие с лихвой свой век, видели бы себе достойную замену, то большинство из них, не задумываясь, ушли на заслуженный отдых.
– Сколько школ было закрыто в связи с реструктуризацией? Какова участь педагогов, которые были сокращены в результате этой программы? Все ли они нашли работу по специальности, или пришлось осваивать новую профессию?
– В соответствии с указанной программой за последние три года в городе были закрыты восемь аварийных школ. В прошлом году сокращены 478 учителей (из них 192 пенсионера), в этом пла-нируется сокращение 150 человек. Все трудоспособные работники встали на учёт в Центр занято-сти населения, в 2008 году оформили документы на получение материальной помощи от губерна-тора в размере 10 тысяч рублей. Кроме того, создана специальная комиссия, помогающая учите-лям найти новое место работы. К слову, полный список педагогических вакансий еженедельно об-новляется на сайте комитета образования и науки: www.koin-nkz.com.

Валерия КЛИШИНА, газета «Новокузнецк»

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter