RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 29 Сентября 2009

ЖКХ: пора решать вопросы организации работ!

Почти 10 лет назад было создано Новокузнецкое отделение Государственной жилищной инспекции Кемеровской области. Это самое крупное подразделение ГЖИ в Кузбассе: площадь наблюдаемого жилищного фонда всех форм собственности – от Новокузнецка до Таштагола – составляет почти 18 млн. квадратных метров, или треть всего жилфонда области. Работают в отделении 14 инспекторов, из них по городу Новокузнецку и Новокузнецкому району – шесть.
Не все горожане знают, что если обслуживающее предприятие не принимает никаких действий, например, при недостатке тепла в квартире, неработающем лифте или антисанитарном состоянии подвала, они могут обратиться за помощью в инспекцию. О том, какие функции возложены на её сотрудников, какова результативность их работы, мы беседуем с заместителем начальника Госжилинспекции Кемеровской области А.Б. Захватошиным.
– Александр Брониславович, какие задачи поставлены перед инспекцией?
– Основной нашей целью является контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах независимо от формы собственности, а также соответствием жилого помещения и коммунальных услуг установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Сюда входит выявление нарушений правил и норм эксплуатации в техническом состоянии конструктивных элементов (стен, перекрытий, подвалов, чердаков и так далее) и инженерных систем (водопроводов, канализации и отопления) жилых домов и помещений, в их содержании (уборка подъездов, подготовка дома к зиме), а также в предоставлении коммунальных услуг жителям (неработающее отопление, слабый напор воды, низкая температура горячей воды и тому подобное). По итогам обследований мы выдаём предписания обслуживающим и управляющим организациям, а также собственникам жилых помещений на устранение нарушений, контролируем исполнение указанных работ. Кроме того, инспекция – непосредственный участник различного рода комиссий при администрациях городов и районов: межведомственных – по признанию жилых домов непригодными для проживания, по переводу жилых помещений в нежилые и обратно, штабов по сезонной подготовке жилфонда, проведению различного вида конкурсов среди управляющих, обслуживающих и ремонтных организаций и другое.
Помимо плановой работы по обследованию технического состояния жилых домов на нас возложены обязанности по рассмотрению жалоб и обращений по подведомственным нам вопросам ЖКХ, поступающим в исполнительные и законодательные органы власти всех уровней. И хотя с 1 мая текущего года вступил в действие ФЗ от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусматривающий порядок организации и проведения внеплановых проверок, для чего необходимо предварительное согласование с органами прокуратуры, нас он коснулся только в той части, когда для согласования с органами прокурорского надзора есть такие основания, как возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, чрезвычайных ситуаций. Другими словами, как рассматривали жалобы до этого, так и продолжаем.
– То есть жильцу достаточно написать вам жалобу, например, на недостаток тепла в квартире – и всё за него сделает инспектор?
– Нет, конечно. Являясь административным органом, мы наказываем за неисполнение как обслуживающим предприятием, так и, например, соседом ваших законных требований. Подчеркну – надлежаще оформленных. Например, вы подали заявку на устранение протечки кровли или замену стояка отопления, а её не выполнили в установленный срок, или ваш сосед ведёт перепланировочные работы без разрешительных документов (их выдаёт отдел МУ «ДЕЗ»). Тогда к жалобе в наш адрес вы прилагаете документы о том, что уже обращались туда-то и туда-то, но вопрос не решился. В таких случаях мы вправе применить административное воздействие. Инспектор может составить протокол на управляющую компанию или её руководителя за продолжающееся нарушение (затопленный подвал, протекающую кровлю и так далее) или соседа, ведущего перепланировочные работы в квартире без разрешения, а руководитель отделения – наложить штраф.
– Могу предположить, что нарушений выявляется очень много…
– Действительно, за девять месяцев их зафиксировано 953. Большинство этих нарушений было выявлено при обследовании жилфонда, в основном, при рассмотрении жалоб и обращений. В последние три – пять лет Новокузнецкий отдел ГЖИ буквально захлестнул поток претензий. Так, за девять месяцев их поступило 650, из них 419 – на техническое состояние и эксплуатацию жилых домов. Но мы вынуждены в первую очередь в установленное время – 30 дней – рассматривать жалобы, направляемые из администрации области и прокуратур. По претензиям жителей, поступающим непосредственно в отдел, приходится продлевать сроки – не успеваем физически.
– Значит, надо расширять штаты?
– Надо решать вопросы организации и контроля работы в самих управляющих компаниях. Так, сегодня львиная доля претензий касается домов, обслуживаемых ОАО «Новокузнецкая управляющая компания». Из 419 жалоб по городу 298 приходится на работу НУК. По остальным УК, ТСЖ и ЖСК – буквально единицы на каждую, приглашение на составление административного протокола для них уже нонсенс. На рассмотрение дела они, как правило, приходят с актом выполненных работ, а нарушения, которые были выявлены при проверке, уже ликвидированы.
В ОАО «НУК» же неоправданно долго составляют и утверждают планы, жильцы могут месяцами добиваться отчётов о выполненных на их доме работах. При этом если план не утверждён, управляющую компанию нельзя привлечь к административной ответственности и оштрафовать. Потому что специалисты УК утверждают, что жители не уполномочивали их выполнять те или другие действия. А работы по текущему содержанию и ремонтам, которые должны выполняться автоматически, без согласования с жителями, компанией просто не делаются. Сбрасывание снега и сбивание сосулек с кровель в договоры и планы НУК вообще не включает. Привлекать компанию за бесхозяйственность сложно: работ нет в договоре! Нет там и пунктов по содержанию и текущему ремонту придомовых детских игровых площадок. И посмотрите сами, во что у нас в городе превратились дворы, до благоустройства которых не дошли руки у городской администрации.
Когда жильцы считают, что им недопоставили услугу, – положим, температура ниже нормативной (а должна быть 20 градусов в обычных комнатах и 22 – в угловых), – они должны иметь на руках акт, для подписания которого надо приглашать представителей УК. А те не приходят! У нас еженедельно рассматриваются акты о нарушениях НУК, компании выписываются штрафы. Всего за девять месяцев (отчётность у нас поквартальная) по Новокузнецку было наложено на 871,5 тыс. руб. штрафов, из них 736 тысяч. руб. – на ОАО «Новокузнецкая управляющая компания».
Подготовка к зиме. Каждый многоквартирный дом должен иметь паспорт готовности к отопительному сезону, в котором необходима подпись и жилищного инспектора. Но поскольку на шесть инспекторов в городе 3,5 тысячи домов, мы требуем, чтобы УК поставила на паспорте подпись собственника в лице старшего дома.
Все УК, кроме Новокузнецкой управляющей компании, это поняли правильно: там, где не было, доизбирают старших домов. Потому что собственники также отвечают за свой жилфонд при подготовке к зиме. В НУК же спрашивают: на каком основании требуется подпись старших домов?..
– Иногда жильцы невооружённым глазом видят: сбор средств идёт – работы нет. Потому ведь и хотят многие сменить управляющую компанию, но это оказывается не так просто.
– Смена УК оговорена в договорах, которые заключаются, как правило, на год. За месяц до окончания срока действия договора жильцы должны известить надлежащим образом компанию. Но не просто послать им уведомление, а на втором экземпляре получить входящий номер – вот с этим-то многие и «прокалывались». Только после этого, если ничто не меняется, можно подавать в суд. Так без малого год добивались ухода из НУК в другую управляющую компанию жители дома №8 на ул. Тольятти.
– Кстати, в защиту НУК многие говорят, что число жалоб пропорционально количеству обслуживаемых домов. Компания самая крупная, ветхого жилья у неё много…
– В городе больше 500 одноэтажных двухквартирных домов, которые раньше были в муниципальной собственности, в 2005-м году они стали принадлежать НУК. Компания их не обслуживала, не ремонтировала, не готовила к сезонной эксплуатации. Недавно создали муниципальную УК, в которую будут переданы в том числе и эти домики-брошенки, и дома старой постройки 30-х годов на улицах Глинки, Мичурина, Веры Соломиной и других, которые никуда не могут приткнуться. ТСЖ там создавать некому и не на что. И по техническому состоянию они никому не интересны. Но основной жилфонд, взятый в управление НУК, всё же составляют здания, построенные в последние 30 – 40 лет. При этом, если судить по жалобам жителей, плата с них берётся, а на домах ничего не делается. На мой взгляд, в компании надо наводить порядок в организации работы, ставить профессиональных менеджеров. Сегодня практически весь инспекторский состав Новокузнецкого отдела ГЖИ задействован на разборе жалоб и обращений именно на работу этой компании, тогда как при её нормальных действиях об увеличении наших штатов не пришлось бы и говорить.
Вот к Новокузнецкой энергетической компании, по сути, монополисту, который подаёт тепло, электроэнергию в максимум всех жилых многоквартирных домов в городе, у нас вопросов практически нет. Там команда собралась хорошая.
– А есть ли компании-монополисты в других городах юга области?
– Есть. Но в небольших городах удобнее работать, потому что там мощный административный ресурс. И меньше протокольных дел – замечания устраняются по предписаниям.
– Обратимся к отношениям между соседями по дому. В редакцию был звонок по поводу антисанитарного состояния одной квартиры в Заводском районе, превращённой в мусорную свалку. Вы занимаетесь такими жалобами?
– Санитарно-эпидемиологическое благополучие – прерогатива инспекции Роспотребнадзора. Но и к нам такие жалобы тоже поступают. Если квартира находится в собственности, не соблюдаются условия проживания с соседями, нет надлежащего содержания и прочее, то муниципальное образование, в данном случае администрация города или района, может вынести предупреждение. И по истечении месяца, если собственником не будет принято никаких мер, выставить эту квартиру на торги, продать её, а деньги за вычетом судебных расходов вернуть гражданам.
– А такие прецеденты есть?
– На предмет напугать – да. В этом году в Междуреченске по выданному предписанию управляющей компанией из одной квартиры было вывезено мусора аж тремя рейсами КамАЗа-длинномера. Но там собственником квартиры является муниципалитет, был учтён и тот факт, что проживающие в ней люди не в полной мере осознают противоправность своих действий. Ограничились предупреждением.
Несколько прецедентов было на рассмотрении и у нас. Но связаны они не с санитарным состоянием жилья, а с несанкционированными перепланировками и переоборудованием квартир, когда это аварийно угрожает соседям. Ходатайствуем перед городской администрацией о вынесении предупреждения и приведении квартиры в соответствие с техническим паспортом или разработке проекта и получении необходимых согласований. Иначе последуют изъятие и продажа квартиры, а собственнику будут возвращены деньги.
– Сейчас много говорится о Фонде содействия реформированию ЖКХ. Вы участвуете в этой программе?
– На нас возложена приёмка качества выполненных работ по капитальным ремонтам. Чем лучше они будут выполнены, тем меньше будет жалоб в дальнейшем.
В этом году область получила федеральные средства на ремонт сразу и за 2009-й, и 2010-й годы. Новокузнецку выделили 452 млн. руб. В адресную региональную программу капитальных ремонтов вошли 228 домов, из них 63 – с ремонтом лифтового хозяйства. Последним дали «зелёный свет», потому что эксплуатировать без модернизации многие лифты дольше уже нельзя, а стоимость работ на одном может достигать одного и более миллиона рублей. Сюда входят демонтаж старого оборудования, приобретение нового и его монтаж, отделочные работы и тому подобное. В прошлом году по качеству и срокам выполнения работ опять столкнулись с НУК. Под данные ею гарантийные письма об устранении недоделок деньги были проплачены, но нарушения устранялись до апреля этого года.
Уже нынче выявилось следующее. На ремонте кровли дома №25 на ул. Строителей ОАО «НУК» завысило в два раза против фактических объёмы выполненных работ. То же нарушение касается домов № 15а по ул. Обнорского и № 33 по пр. Энтузиастов. Ещё специалисты компании не проконтролировали здесь качество выполнения работ подрядной организацией.
С учётом прошлогоднего опыта провели выборочную проверку хода выполнения капитальных ремонтов на пяти домах, которыми управляет НУК. Только на доме №14 на ул. Мичурина, где проверили ремонт кровли, выполнение работ более-менее удовлетворительное. На остальных домах не ведётся должным образом документация, есть отставание от графиков ремонтов по всем видам работ и, что самое страшное, – по отопительным системам. Здесь тянут с этим не только управляющая компания, но и сами жители: кто-то уже самостоятельно заменил стояки и не пускает специалистов, кто-то отсутствует дома. А город должен успеть закончить ремонты на всех без исключения домах до декабря. Иначе придётся вернуть все деньги, даже за освоенные работы. Но, если уложимся в сроки, у нас появится шанс в будущем 2010-ом году получить некоторую дополнительную сумму денежных средств на капремонты домов, которой не смогли воспользоваться в этом году другие регионы.

Лолита Фёдорова, газета «Новокузнецк»

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter