RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 8 Октября 2009

Пространство для фантазий

Наше знакомство с новокузнецким художником Сергеем Васильевым состоялось на недавнем открытии его персональной выставки в Доме творческих союзов.
Про экспозицию кто-то заметил: «она просто создана для того, чтобы повышать настроение». Действительно, войдя сюда, ты попадаешь в доброе и светлое «улыбающееся» пространство. Все эти удивительные птицы, смешные музыкальные инструменты, свисающие из вазы словно цветы, танцующие африканки, веселящийся животный мир – коты, лягушата, бегемотики... Так и хочется сказать о произведениях Васильева: «по-детски непосредственные». Техника их исполнения – отдельный разговор. Созданные из точек, линий, штрихов, аппликаций, в виде геометрического «калейдоскопа» – глаза разбегаются от небывалого разнообразия, всё интересно и восхищающе-познавательно. Вот представлена необычная графика – цветной воск и тушь, и просто поразителен нарисованный с их помощью городской пейзаж: в диковинном многоцветье оживает на полотнах город-сказка, город-радуга...
Творческие эксперименты Васильева действительно основаны на опыте общения с детьми. Художник имеет за плечами немалый преподавательский стаж. А совсем недавно он получил патент на собственное изобретение, помогающее развивать творческое мышление. Очень захотелось взглянуть на данный объект – и нами было получено приглашение посетить место работы художника-педагога-изобретателя – Детский (юношеский) центр технического творчества «Флагман».
Во «флагманских» коридорах и кабинетах почти все стены украшены картинами преподавателя Васильева и детскими произведениями, «сработанными» в таких же техниках и изобразительных приёмах.
– Это всё графика: перо, ручка шариковая, воск с акварелью. А тут – аппликации из картона, цветной бумаги, газет. Здесь мы использовали шаблоны: ребятишки из одних и тех же деталей конструировали фигуры самых разных животных. Геометрические упражнения – квадрат делится пополам, вдоль, поперёк, распределяется на тёмное-светлое. – Сергей Николаевич проводит экскурсию и даёт пояснения к экспонируемым произведениям. – В общем, можем делать всё: рисуем, клеим, лепим, режем. 18 лет уже работаю с ребятишками. Они любят животных, природу. Я вдохновляю их, они – меня. Так возникают сюжеты моих работ, и получается настроение.
Удивительно, но у столь замечательного мастера нет художественного образования (кроме разве что художественной школы). Вся его жизнь была связана с педагогикой, и образование он получал именно в этой сфере. Вот и сейчас Сергей Николаевич находится в статусе студента КузГПА.
– Ко мне на занятия стали приводить детей младших возрастов: четырёх-, трёхлеток, сейчас сюда уже малыши двух лет от роду приходят. Хоть я в детском саду работал, но одно дело – играть с ребятишками, другое – развивать их. Поэтому я и отправился получать знания в педучилище, потом в педакадемию. А когда у меня в классе появились дети с диагнозом ДЦП, слабовидящие или слабослышащие, страдающие аутизмом, эпилепсией (а ведь им сложнее всё выполнять, делать что-то своими руками, они по-другому могут воспринимать информацию), встал вопрос, как с ними работать – и с факультета дошкольного образования я перевёлся на факультет олигофренопедагогики.
Когда-то Васильеву и самому пришлось преодолевать практические трудности – много лет назад он получил профессиональное заболевание рук, врачи запретили Сергею всякую изобразительную деятельность. А как художнику без кистей, красок, любимых карандашей? Собственную профпригодность он восстанавливал самостоятельно, с помощью счастливо найденной техники художественного письма. Так появилось точечное нанесение – пуантилизм, разрабатывались упражнения, расслабляющие двигательный аппарат. Подобная методика, сочетающая в себе терапию и творчество, впоследствии пригодилась в работе с детьми, имеющими заболевания. А поскольку известно, что развитие мелкой моторики пальцев связано с деятельностью речевых зон и мышления в целом, то и для остальных детей занятия оказываются небесполезными.
В ходе учебного процесса, где-то в 97-м году, Васильевым был придуман так называемый «рисовальный конструктор» (то самое, ныне получившее в Москве экспертную оценку специалистов запатентованное изобретение). На поверку он оказался чрезвычайно простым – очевидно, как всё гениальное. Два набора различных деталей, вырезанных из картона – это шаблоны, с помощью которых можно создавать многообразный художественный мир, населённый уже знакомыми нам котами, крокодильчиками-гиппопотамчиками, и прочими персонажами...
– Мне нужно нацелить ребёнка на то, что в изображаемом предмете имеются характерные признаки – изгибы, например, то есть вогнутые или выпуклые стороны, – разъясняет принцип конструктора автор. – Можно сделать грустную или весёлую мордочку, создать героя толстым или худым. И так далее, вариантов тут обнаруживается масса. Можно даже автомобиль смастерить из тех же четырёх деталей, что использовались для какого-либо животного. Можно придумывать вовсе неконкретные образы, абстракцию. Всё это даёт вариативность, расширение сознания ребёнка.
Это главное в его работе – дать детям свободу в их творческих проявлениях, пробудить полёт мысли и фантазии. Он старается не предоставлять изначальных вариантов, образцов для подражания – дети сами способны напридумывать с добрый десяток различных сюжетов.
– Мне важно, чтобы была самостоятельность. Детям она не так часто предоставляется. Когда все вокруг тобой командуют – родители, учителя, – ты попадаешь в зависимость от педагога, и тебе нужно следовать правилам – мало времени остаётся на самовыражение. А у человека есть право всё делать по-своему, – убеждён Сергей Николаевич.
Он достаёт из шкафа большую папку со своими работами, перемешанными с ученическими:
– Вот эта в конкурсе участвовала, вот эта – на выставке. Автор поначалу вообще не хотел рисовать, всё ходил кругами вокруг столов. А потом «разрисовался». Сейчас в архитектурной академии учится. А вот работа мамы одного из учеников. Да, и взрослые тоже здесь с удовольствием сидят, пишут картины рядом со своими детьми.
Очевидно, что фантазийное пространство, созданное художником Васильевым, весьма заманчиво и привлекательно – будь то «улыбчивая» аура выставочного зала или творческая атмосфера учебного класса. Здесь и вправду хочется остаться подольше – как тянет порой вернуться в детство, полное ярких красок, счастливых эмоций и неисчерпаемого интереса к большому и удивительному миру.

Анастасия Лешкевич, газета «Новокузнецк»

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter