RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 15 Октября 2009

К барьеру!

Где-то на тёплом юге, на морском берегу, покрытом галькой, в условиях мягкого кавказского климата, располагающего более к размеренности и спокойному течению жизни, чем сумятице в сложившихся порядках, разыгрывается драма человеческих заблуждений, гордыни и самообмана... На сцене Новокузнецкого драматического театра идёт спектакль по одноимённой повести Антона Павловича Чехова «Дуэль».


По поводу постановки хочется употребить довольно истёртое, но подходящее выражение «на одном дыхании». И это верно – без малого трёхчасовое действо смотрится именно как единое, развивающееся в соответствии с логикой нагнетания страстей событие. Наблюдение становится столь усердным, что ты оказываешься «по уши» вовлечён в сюжет. А где-то на задворках сознания вырастает восторг, детский, от изображающего море «бассейна», в котором герои сначала небрежно плещутся и шлёпают по воде, а потом падают или мечутся из угла в угол в хаосе расстроенных чувств... И восторг зрительский – от игры актёров, ясности восприятия, физически, до мурашек ощущаемого драматизма ситуации.
Таковы впечатления от просмотра. Присоединим сюда успешное перенесение на театральную сцену повествовательного элемента (когда герои собственные действия и мысли комментируют «словами автора»), приёмы вроде представления актёрами самих себя («Иван Андреич Лаевский – артист Евгений Любицкий», «Николай Васильич фон Корен – артист Сергей Стасюк», «Надежда Фёдоровна – артистка Алёна Сигорская» и так далее). Добавим ко всему «щепотку смеха» в комических моментах (скорее даже комически сыгранных) – и знакомое чеховское произведение начинает жить особой театральной жизнью.
А далее, по мере включения в смысловую ткань спектакля рождается настроение – уже далеко не праздника. Заявлена тема – дуэль. Противостояние. По сути, дуэль есть вызревающий на протяжении всего действия конфликт мировоззрений и характеров. Лаевский – вечный ипохондрик, он почитает себя за разочарованного в устройстве мира интеллигента, легко награждает самого себя ярлыком «лишнего человека». Тем самым удобно оправдывая свою жизненную несостоятельность. Охваченный стремлением сбежать от постылой любви – Надежды Фёдоровны – всё больше запутывается в бесконечной лжи. (Впрочем, Надежда Фёдоровна тоже отнюдь не ангел – возможно ли было ей так легкомысленно ввязываться в сомнительные порочные связи?)
Лаевскому в антагонисты «дан» зоолог Фон Корен. Право, этот персонаж вызывает больше положительных эмоций: собран, выстроено и чётко оперирует собственными наблюдениями, изобличает пороки. Власть «сурового обаяния» заканчивается быстро, пока железная правота его и ледяная холодность ума не начинают пугать (чего стоит сцена «трепанации», с помощью которой фон Корен наглядно демонстрирует пустоту и развращённость Лаевского). Дай волю, таких бесполезных существ как Иван Андреич он топил бы в море, давил, как букашек, отстреливал, в конце концов...
Реальная дуэль непременно состоится: схватка, до поры до времени происходящая в разговорах отнюдь не с оппонентом, на уровне внутренних раздражающих «переживаний», выльется в настоящую – с пистолетами и пальбой. (Правда, здесь все громкие акценты – выстрелы, крики – нивелируются: их попросту нет, и оттого они сильнее «стреляют» по впечатлению). Теперь достигнута вершина напряжения, после которой может быть только срыв в опустошение – очищение от скверного, разрушительного... Изнурённый, выжатый до самого дна своего жалкого существа Лаевский осознаёт глубину собственного падения и находит причины прощения своей падшей женщины. Как будто немного растерянный и даже обращённый внутрь себя фон Корен признаёт погрешности в своих выверенных суждениях. Бывшие враги приходят к некоему подобию примирения. «Никто не знает настоящей правды» – соглашаются они друг с другом...
Над спектаклем работали приглашённый из Санкт-Петербурга режиссёр-постановщик Пётр Шерешевский и художник-постановщик нашего театра Роман Ватолкин. Они не стали перегружать действие и сценографию «модными» метафорами, оставив театральное прочтение во вполне традиционных рамках. Зато сумели выстроить всё так, что результат оказался поистине впечатляющим. Похоже, что «Дуэль» станет ценным приобретением в репертуарную копилку Новокузнецкого драмтеатра.

Анастасия Лешкевич, газета «Новокузнецк»

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter