RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 22 Октября 2009

Барды всякие важны, барды всякие нужны

С 16 по 18 октября в библиотеке имени Николая Васильевича Гоголя проходил ХVІІ Осенний фестиваль бардовской песни, приуроченный ко дню рождения новокузнецкого клуба «Среда» – его 32-й годовщине. Ольга Брыкова, один из организаторов фестиваля, рассказала, что нынешний принял намного больше участников, нежели в предыдущие годы. К нам кроме земляков-кузбассовцев приехали гости из Новосибирской, Томской областей, Алтайского края, даже из Москвы. Просто это не слишком щедрое на тепло лето оказалось весьма насыщенным и горячим по числу поездок наших бардов-новокузнечан на различные фестивали в другие регионы. А там, как водится, завязываются новые контакты, появляется множество новых друзей. И как результат – проявление славного новокузнецкого гостеприимства...


Непозволительно было пройти мимо такой возможности – познакомиться с людьми, гордо носящими древнее кельтское имя «бард». Мы отправились в библиотеку.


В Гоголевке все эти дни было музыкально: люди с гитарами повсюду распевались, репетировали, потом выходили на сцену, между делом общались с «коллегами» и с удовольствием рассуждали о сути бардовского существования.


...Заглянули в один из кабинетов. Здесь вовсю идут репетиции. Светлана Пантелеева, приехавшая из Томска, на новокузнецком фестивале впервые. Но «бардовский стаж» уже можно назвать солидным. А начало творческой карьеры, как она говорит, было очень «смешным»:


– Я сначала училась в музыкальной школе. А потом забыла про гитару и ушла в свою обычную жизнь. Однажды на уроке истории появилась завуч и сообщила: у нас разнарядка – впервые проводится детско-юношеский фестиваль памяти ушедших друзей, и нам нужны от школы творческие единицы. Сказала (это было в четверг): «Светлана, ты должна в субботу прийти и честь школы отстоять». И тогда мне пришлось буквально за вечер написать песню. Это было обращение к некой девочке, которая по ходу песни вырастает, становится мамой и сама поёт своей дочери о материнской доле. Вот с этой единственной песней я отправилась на конкурс, но не заняла никаких мест. Зато меня пригласили на фестиваль на следующий год. Когда мы пришли с подругами и послушали поющих там людей – испытали культурное потрясение. Настолько понравилось – я узнала, что это вообще есть.


В фойе можно было застать много готовящихся к выступлению людей. Например, Дмитрия Епанчинцева. Гость из Барнаула рассказал, что и в летних туристических, и в таких вот концертного вида фестивалях есть много общего:


– Фестиваль – от слова праздник. Просто приехали друзья из разных городов, они радуются и поют песни. Новокузнецк – известный бардовский город, здесь много авторов, исполнителей, мы дружим уже давно и надеемся продолжать эту дружбу. Хотя я считаю, что сам до сих пор не стал бардом. Почему? Потому что бард – это больше, чем я. Бард должен создавать песни, исполнять и свои, и чужие. А я песен не пишу, пою только чужие, и хотелось бы это делать лучше, чем получается у меня.


А вот Виктор Егоров по профессии – историк, по призванию – истинный и, похоже, почётный бард:


– Начал я сочинять с седьмого класса. А с 66-го года прошлого века стал исполнять свои песни: когда заканчивал школу и написал посвящение одноклассникам. Бардовская песня – это одна из форм самовыражения. В её основе, конечно, лежит поэзия. И здесь есть спорный момент, который мы любим пообсуждать на своих посиделках. Многие путают бардовскую песню и авторскую. Я, например, считаю, что бард - это человек, который сам текст сочинил, музыку, сам играет, сам поёт. Один в четырёх лицах.


Впрочем, ещё одно мнение – по поводу авторских прав – мы услышали от Николая Толканова, «дорогого гостя» фестиваля:


– Понятие довольно-таки условное. Вот, например, сидел человек дома у печки, курил, чай пил... Написал такую хорошую штуку, сыграл – и песня ушла в народ. Автора уже никто не помнит – да это и неважно. Важно то, что он вложил в песню. А он вложил самого себя.


Грех было бы не расспросить такого удивительного участника фестиваля, как Спиридонова Константина из села Нижняя Каменка Алтайского края, исполнявшего свои песни под... гармонь. Он пишет их на манер казачье-фольклорных, где есть место и раздолью, и залихватским наигрышам.


– Создался такой стереотип, что бард – это человек с гитарой, – делится Константин. – Лет десять назад меня, может, и на сцену бы не выпустили. А в последнее время наметилась такая тенденция – называть фестиваль не «бардовской» песни, а «авторской». Под её эгидой я могу хоть на губах сыграть. У меня же как получилось: когда я играл на гитаре, мне сказали, что я этого не умею. А года три назад подарили гармошку – разбитую, я её починил. Некоторые свои песенки переложил с гитары на гармошку. Друзьям нравилось, и в этом году, по настоянию же друзей, стал выступать с таким вот необыкновенным инструментом.


...Конечно, мы побывали на концерте, послушали старые добрые и новые, не менее душевные, песни бардов. Старались иногда подпевать – если не знакомым вещам (потому что, в сущности, песен и не знали), то повторяющимся рефренам, вместе с залом. Испытывали чувство некоторой лиричной восторженности. Столько поколений уж на этих стихах и мелодиях выросло, а настроение у бардов – отнюдь не ностальгическое, они ощущают себя вполне в духе времени и, вероятно, уже обдумали планы отправиться на какой-нибудь другой фестиваль. Наверное, потому и живёт движение, и привлекает новых единомышленников, и радует сердца людей...


Анастасия ЛЕШКЕВИЧ, газета "Новокузнецк"

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter