RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 3 Ноября 2009

Музыка осенних вечеров

Отзвучал-отзвенел третий фестиваль «Осенняя академия музыки», организованный управлением культуры администрации Новокузнецка в сотрудничестве с фондом «Русское исполнительское искусство». Что ни вечер, то чудесная встреча с выдающимися артистами и шедеврами мировой музыкальной культуры. Организаторы подготовили на редкость разнообразную программу, угодив, пожалуй, всем поклонникам музыкального искусства в нашем городе. Фортепиано, скрипка, вокал, баян, оркестр русских народных инструментов – звучали в эти пять вечеров...




– Зал хороший, но рояль...


Первая фраза, которую я услышала от Аркадия Севидова, зайдя за кулисы после его выступления, опустила-таки мою окрылённую душу с небес на землю. Да, таковы реалии нашего провинциального существования: зал Дворца культуры «Алюминщик» (к большому сожалению и приезжающих к нам исполнителей, и внимающих им слушателей) не является идеальным (и стало быть, желанным) для выступлений заезжих знаменитостей...


Но сей факт, конечно, не мог стать серьёзной помехой для возникновения у новокузнечан чувства признательности к музыканту. Как никак Аркадий Севидов – народный артист РФ, солист Московской академической государственной филармонии, обладающий репутацией пианиста с яркой индивидуальностью и искренностью в общении со своими слушателями. Маэстро был объявлен как приверженец музыки эпохи романтизма. Сам он с этим не вполне согласен и утверждает, что музыкант должен уметь играть всё – а иначе он и не музыкант вовсе.


И всё же в тот вечер звучали одни из самых романтичнейших и волнующих воображение слушателей произведений. Немного знаменитой классики от Моцарта и Бетховена, потом Севидов обратился к колоритному миру испанских красот, ритмов и мелодий (серия пьес испанского композиторского «трио» Альбениса – Гранадоса – де Фальи), затем увлёк слушателей листовско-вагнеровскими страстями «Тангейзера»... Верно, что восприимчивость публики к романтической музыке всегда была, есть и будет сильнее, нежели к какой-либо другой – думается, что именно из этих побуждений и составляется гастрольное «меню» – программа путешествующих артистов.


Собственно, в том же русле пребывал и скрипач Гайк Казазян, выступавший во второй день фестиваля. Этот музыкант совсем молод – ему только 27 лет, но он уже достаточно знаменит, за плечами – победы в престижных мировых конкурсах, в том числе и четвёртая премия конкурса им. Чайковского. Преподаёт в Московской государственной консерватории и солирует в Московской филармонии.


– Какой вдохновенный молодой человек, – прошептала сидящая рядом со мной художница, – какие у него руки красивые и, боже мой, – как он хорошо играет...


Безусловно, скрипачи – тонкие натуры, им приходится иметь дело с инструментом, чьё звучание приравнивается к человеческому голосу – столь же пластичное, объёмное, многохарактерное. А если музыкант обладает хорошей исполнительской школой, когда всё, что звучит в процессе исполнения, – тщательно выверено и при этом весьма вдохновенно, то впечатления будут сопровождать тебя весь остаток вечера и ещё звучать где-то внутри на следующий день и потом ещё вспоминаться щемящими отзвуками, к которым прислушиваешься с наслаждением... Андрею Шипко (пианисту, выступавшему в дуэте с Казазяном) необходимо сказать отдельное спасибо за исполнение шопеновских произведений и транскрипции «Щелкунчика» Чайковского.


Третий концерт устроители посвятили вокальной музыке. Солист Центра оперного пения Галины Вишневской Алексей Парфёнов был дюже хорош: артистичен, открыт, его баритон оказался окрашенным в яркий, даже звонкий тембр. Исполнял всё: и арии из опер, и проникновенные русские романсы, и удалые народные песни («Вдоль по Питерской» и «Живёт моя отрада»), и даже спел музыкальное письмо-поздравление в прозе Рахманинова Станиславскому. Своим примером подтвердил слова Севидова об умении музыканта перевоплощаться и владеть разными жанрами музыкального искусства. «Лишь бы слушателям нравилось», – считает Алексей – и с настоящей артистической щедростью угождает своим восторженным поклонникам. А количество таковых среди пришедших на концерт сразу повысилось в разы. Под конец своего выступления певец переоделся в сверкающее эполетами болеро и в сопровождении Новокузнецкого муниципального оркестра русских народных инструментов столь блестяще исполнил «Куплеты тореадора», что зал взрывался аплодисментами...


А в воскресный вечер, когда за стенами Дворца в тихом вальсе кружили снежинки, а концертный зал был уже буквально «настоен» на музыке, звучавшей вот уже в течение трёх дней, в гостях у новокузнечан побывал особенный коллектив – дуэт баянистов из Франции в лице Романа Жбанова и Доминик Эморин. Правда, их появления на сцене пришлось подождать – пока выступал Муниципальный оркестр русских народных инструментов. Наш оркестр, конечно, сумел показать себя со всех лучших сторон и представить разнообразную программу... Просто потом не совсем сразу удалось настроиться на изящную, даже деликатную камерность ансамбля (потому как, поверьте, баян – вовсе не громкий инструмент, каким его привыкли считать, даже несмотря на все его способности к многозвучию. «Рвать меха» – это выражение не для академического концертного баяна)...


Стиль дуэта «Париж – Москва» – это переплетение в одном концерте двух культур: элегантной европейской эстрады (где то и дело звучит ажурно-бриллиантовая вязь мюзета, живописными красками расцветают гармонии джаза, слышится биение ритмов танго) и задушевно-русского, но вполне академического баянного исполнительства. Всё это вместе сопровождалось шутливым конферансом Романа, заставившего зал и смеяться, и подпевать, и поучаствовать в игре лярканжеского «Ку-ку вальса». В общем, ребята очаровали публику, вызвав немало симпатий и к такому, оказывается, замечательному инструменту баяну.


Добавим для информации, что Роман Жбанов – сибиряк, окончил Новосибирскую государственную консерваторию, причём параллельно с Парижской. На одном из европейских конкурсов повстречал свою Доминику. Теперь семья Жбанов – Эморин – профессора Международного музыкального центра аккордеона, что находится в городе Ларод (а в Европе не существует понятия «баян»: есть только аккордеон – клавишный и кнопочный), воспитывают таланты молодых аккордеонистов-баянистов, съезжающихся во французский городок со всех концов света.


Закрытие «Осенней академии» было доверено многочисленным гостям из Кемерово: оркестру русских народных инструментов Областной филармонии, представившему обширную программу под названием «Композиторы Кузбасса». Пятеро авторов – тех, кто сотрудничает с этим оркестром, – познакомили горожан со своими произведениями. А второе отделение концерта звучало в честь юбилея председателя Союза композиторов Кузбасса, члена Союза композиторов России Владимира Пипекина.


И конечно, необходимо и радостно нам упомянуть, что по складывающейся традиции в концертах известных мастеров принимали участие и начинающие музыканты: юные дарования, лауреаты и победители конкурсов разных уровней, чьи имена не однажды прославили Новокузнецк далеко за его пределами. Это были пианисты Ильдар Саубанов, учащийся в ДМШ №40, и Любовь Кадетова, воспитанница ДШИ №47, ансамбль скрипачей «Концертино» из ДШИ №55, Маргарита Беларёва и Екатерина Исаева, представляющие ДШИ №47, и аккордеонист Елчын Шукюров из ДШИ №55.


Таким был этот фестиваль, запоминающимся, красивым, звучным... Концерты, предложенные фондом «Русское исполнительское искусство», конечно, на этом не заканчиваются, впереди нас ждёт ещё много встреч с не менее интересными людьми этого чудесного мира – музыки.

Анастасия Лешкевич, газета «Новокузнецк»

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter