RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 5 Ноября 2009

Самобытный творец

В Новокузнецком художественном музее проходит выставка графических работ художника Андрея Поздеева.


Поздееву на данный момент могло бы быть 83 года. Живший и творивший в Красноярске, остававшийся долгое время «непризнанным гением», поскольку никак не вписывался в рамки официально-идеологического советского искусства, Поздеев со временем стал чуть ли не культовой фигурой в сфере изобразительного мастерства. Сегодня его даже сравнивают (хотя «сравнивают» – не очень хорошее слово для столь самобытных творцов) с Пикассо, Матиссом, Кандинским.


Основную часть своей творческой жизни художник посвятил живописи (кстати, несколько его картин из собрания музея обещано показать ближайшей весной). А последние лет 20 Поздеев занимался ещё и графикой. И сегодня часть его линогравюр можно посмотреть у нас в музее.


Линогравюра – это способ гравирования на линолеуме. Получающимся изображениям свойственна предельная лаконичность, базирующаяся на контрастах тёмного (чаще чёрного) и белого, взаимодействии и взаимодополнении плотной цветовой «заливки» и открытых пространств бумаги. Такая простота форм оказалась близка мироощущению Поздеева позднего периода. Упрощённый для визуального восприятия – и в то же время усложнённый для глубокого погружения мир символов, знаков и образов.




Отношение к изображаемым объектам у него удивительное. Как отмечают искусствоведы, работы Поздеева отличаются прямо-таки обострённой выразительностью. Например, в серии «Игроки» явственно прочитываются острые, резкие (и даже приближенные к карикатуре) характеристики персонажей – героев картонных сражений, их особенности поведения и удачливость... Стоит взглянуть и на трогательного Маленького принца с его драгоценной розой, или на квадратно-приземистого, но абсолютно надёжного в своей могучей «устойчивости» сэра Ланселота, или вглядеться в причудливую фантасмагорию «Летящих»…


Значительную часть выставки занимает галерея автопортретов. Всегда интересно узнать об отношении художника к самому себе. А у Поздеева была непростая и неприветливая со стороны общественности жизнь, и, как следствие, – определённая замкнутость и отстранённость художника даже потом, в период успеха. Отражение жизненных процессов – в его работах. В тех же «семейных» автопортретах, где Андрей Геннадьевич вдвоём с женой (детей у них не было, и, как говорит искусствовед Лариса Данилова, знавшая эту семью, единение было таким, что третьего в этой семье и не могло появиться). В чёрно-белой графике они почти как инь и ян, демонстрируют качества мужского стремления к творчеству и женского подчинения и поддержки... Есть здесь портрет-«маска» Поздеева: разделённое пополам лицо, где белая сторона улыбается, чёрная же грустит проступившей складкой у рта. Или портреты с цветками: умиротворённый – с лотосом и с розой, за которую художник держится, невзирая на шипы: ведь прекрасное часто требует жертв…


Анастасия Лешкевич, газета «Новокузнецк»

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter