RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 24 Ноября 2009

Зарабатывают... в школе

Почти два года в Новокузнецке действует эксперимент по переходу на новую систему оплаты труда учителей (НСОТ). Основная идея этого механизма заключается в возможности стимулирования педагога с высоким профессиональным опытом, и, как следствие, повышение его средней заработной платы.


В эксперименте принимают участие 73 школы города. Согласно данным комитета образования и науки, средняя зарплата в этих заведениях в прошлом учебном году увеличилась на 6200 рублей. Педагоги учреждений, не поддержавших нововведение, стали получать больше лишь на 1200 рублей, и то только потому, что с начала этого года была проведена индексация фонда оплаты труда работников образования на 10 процентов. Понижение заработка учителей специалисты КОиН с новой системой не связывают, по их словам, это могло произойти в связи с уменьшением нагрузки.


Положительный эффект эксперимента на собственном примере доказал коллектив гимназии №44. По словам её директора Тамары Потокиной, при прежней системе оплаты труда стимулирование сотрудников проводилось из средств надтарифного фонда. Но прозрачности этот механизм поощрения не имел. Сейчас каждый преподаватель знает, из чего конкретно складывается его заработок.


– Наш коллектив досконально изучил все документы перехода на НСОТ, которая нас полностью устраивает. Эксперимент доказал, что нелёгкий труд педагога может быть оценён по достоинству. И это касается в первую очередь работников, подходящих к учебному процессу творчески. Например, начинающие специалисты, которые добросовестно проводят уроки и насыщенную внеклассную работу, ежемесячно получают 15 – 20 тысяч рублей, зарплата одного из наиболее опытных учителей доходит до 50 тысяч. При этом все эти средства из бюджета. Также может быть дополнительное поощрение за оказание платных услуг, на которые гимназия получила лицензию. Стимулирование учителей осуществляется через оценочный лист, в котором постоянно отслеживается динамика качества работы учителя, определяется количество баллов: соответственно, чем их больше, тем выше зарплата. Коллектив делится на четыре группы, в последнюю из которых входят, что называется, педагоги от Бога.


– 50 процентов стимулирующего фонда мы отдаём на обеспечение качества образования, – поясняет директор 44-й. – Если учитель готовит призёров олимпиад, обладателей 100 баллов на ЕГЭ, то он и получает в несколько раз больше, чем его нетворческие или менее компетентные коллеги. «Продвинутые» сотрудники от общего количества составляют порядка 30 процентов, это наша элита. Но, к сожалению, есть в гимназии кадры, которые в силу своих слабых способностей или нежелания не могут выйти на достойный уровень заработной платы. Таких работников у нас единицы, завучи проводят с ними большую методическую работу.


В ходе эксперимента выявляются и некоторые проблемы. Например, в школе есть группа учителей, которые регулярно за собственные деньги повышают свою квалификацию на всероссийских семинарах, а затем делятся опытом с коллегами. Необходимо рассмотреть, из какого источника компенсировать понесённые педагогами затраты. Поэтому экспериментальное функционирование новой системы оплаты труда имеет положительное зерно, поскольку со временем можно дорабатывать положение о распределении стимулирующей части ФОТ.


Секрет успешной работы гимназии и в стабильности коллектива, большинство педагогов трудится здесь не один десяток лет. Будущие учителя проходят жёсткий отбор, как правило, вакантные места занимают молодые сотрудники. В школу не могут попасть случайные люди, кадры руководство присматривает во время педагогической практики, налажено сотрудничество с КузГПА, педучилищем №1.


– К сожалению, до введения эксперимента от нас ушли несколько талантливых начинающих специалистов, я не могла их привлечь достойной зарплатой. Сейчас же если учитель с восьмым разрядом использует новые технологии и методы в образовательной деятельности, то его зарплата будет не семь – восемь тысяч, как раньше, а в два раза больше, – говорит Тамара Потокина.


Перед заполнением оценочных листов проводятся собрания трудового коллектива, на которых вносятся предложения, позволяющие повысить объективность оценки деятельности учителя.


В октябре в гимназии впервые прошло общегородское мероприятие для директоров ОУ, работников районных комитетов образования.


– Мы показываем, как внедряли новую систему оплаты труда, связав её с качеством образования, представляем системную работу над ошибками заместителей директора по учебной части. На их плечи ложится большая ответственность по внедрению НСОТ.


Однако высокая зарплата – не манна небесная, за ней стоит огромный труд преподавателя. Например, учителя Ольга Валерьевна Дёмина, Анатолий Анатольевич Найдин, Наталья Михайловна Александрова и другие, несмотря на большой стаж, постоянно самосовершенствуются, учатся на курсах, участвуют в конкурсах.


– У меня работа почти круглосуточная, – говорит Ольга Валерьевна. – Шесть часов сна и один выходной день. Прихожу в школу раньше восьми утра, а в семь вечера я ещё здесь. Нередко ученики звонят и на сотовый телефон, чтобы проконсультироваться по выполнению домашнего задания.


С детьми Дёминой удалось наладить партнёрские отношения. Главное для неё – чтобы школьники не зубрили материал, а глубоко осознавали его, учились анализировать. После уроков – культурная программа: посещение театров, музеев... С учениками гуманитарных классов ставят и свои спектакли по литературным произведениям. Неудивительно, что впоследствии выпускники с лёгкостью набирают 100 баллов на ЕГЭ.


Высоких званий Ольга Валерьевна пока не удостоена – всё ещё впереди, однако в её арсенале немало министерских и областных наград. В прошлом году она стала победителем конкурса лучших учителей России, такой награды за четыре года в гимназии удостоены 23 учителя. За подготовку 100-бальника в прошлом году Ольга Дёмина награждена губернатором Кемеровской области золотыми часами с бриллиантами.


Деятельность гимназии №44 – один из положительных примеров перехода на новую систему оплаты труда. При этом стоит отметить, что у педагогов есть не только возможность вносить свои предложения по корректировке положения, но и вернуться на оплату по единой тарифной сетке. Однако пока ни одна школа не выразила желания сделать это.


Валерия КЛИШИНА, газета «Новокузнецк»

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter