RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 10 Декабря 2009

Не оппоненты, а союзники

Собственник, управленец, поставщик ресурса – три главных участника жилищно-коммунальных отношений. Интересы у каждого свои. А цель, по большому счёту, одна: стабильность в непростой сфере ЖКХ. О том, как находить точки соприкосновения, конструктивно решать возникающие проблемы, учиться обоюдовыгодному сотрудничеству, размышляет заместитель главы города по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству Александр Иванов.


– Александр Владимирович, какая роль в структуре жилищно-коммунальных отношений отведена органу местного самоуправления, в частности, исполнительной власти


– Действующим жилищным законодательством и Постановлением правительства РФ «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» от 6 февраля 2006 года №75 орган исполнительной власти территориального образования обязан проводить конкурсы по отбору организаций для управления многоквартирными домами, в которых собственники помещений самостоятельно не выбрали способ управления. Кроме того, в соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ в пределах своей компетенции орган местного самоуправления обеспечивает «защиту прав и законных интересов граждан», контроль «за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда». Эти задачи включают и управление муниципальным имуществом, и участие в формировании заявок и пакетов документов в Федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ для получения средств на капитальный ремонт жилья (муниципалитет и регион, как и собственники, вкладывают свои доли средств в эту программу), и ряд других не менее важных моментов. 16 ноября главой города подписано распоряжение «О создании комиссии по проверке ЖКХ города». Промежуточные итоги её деятельности, выводы и рекомендации были рассмотрены на заседании Новокузнецкого городского Совета народных депутатов. (Отчет с заседания Совета народных депутатов опубликован в №90 газеты «Новокузнецк». – прим. ред.). Это конструктивный шаг, направленный на диалог, обсуждение проблем, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством. Работа в этом направлении будет продолжена.


Хочу подчеркнуть: несмотря на то, что полномочия органа местного самоуправления в сфере ЖКХ существенно ограничены законодательством, мы не стоим в стороне от процессов, происходящих в жилищно-коммунальном хозяйстве города. Помочь, разъяснить, организовать, а где возможно, власть употребить – это тоже наши задачи.


– Вот одна из проблем, с которой горожане обращаются в общественные приёмные газеты «Новокузнецк». Жителям доначисляется плата за коммунальные услуги по итогам финансового года. В начале этого года, например, владельцам индивидуальных счётчиков воды управляющие компании выставили требование заплатить за услугу дополнительно по тысяче и больше рублей.


– Конечно, это неправильно. Но давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Утверждённые постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» регламентируют расчёты управляющих компаний с поставщиком ресурса (воды или тепла). Не ошибусь, если скажу, что правила в первую голову защищают поставщика энергоресурса, его интересы. При этом правительственный документ исходит из того, что каждый дом оборудован приборами учёта воды и тепла, в каждой квартире стоят водосчётчики, показания которых снимаются одномоментно и фиксируются на сервере. На практике такого нет. Согласно Федеральному закону «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ правительство планирует «оприборивание» жилищного фонда лишь к 2012 году.


Что происходит сегодня? Ресурсоснабжающие организации выставляют УК требование: рассчитываться с ними по факту поставки энергоресурса, кроме теплоснабжения. (Как показывает практика, это намного превышает суммы, которые заплатили за воду или тепло жители). В противном случае управляющим компаниям грозят банкротство или сотни тысяч рублей штрафа, и такие примеры есть.


Как быть, чтобы не платить лишнее? Выполнять энергосберегающие мероприятия, вести планомерную, целенаправленную работу по установке на доме приборов учёта энергоресурсов. На это указывает ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…». Инициатива должна исходить в первую очередь от ресурсоснабжающих организаций, это входит в их обязанности. Задача управляющих компаний, ТСЖ – довести предложения поставщиков энергоресурсов до собственников жилья. Которым тоже не возбраняется проявлять активность, ведь владелец квартиры отвечает не только за свои квадратные метры, но и за общее имущество дома и по определению должен быть заинтересован в экономии энергоресурсов. И управляющая организация, если внести в договор с ней соответствующий пункт, может помочь, если она пришла на жилищно-коммунальный рынок не на один день, а надолго. Прибор учёта тепла, к примеру, окупается в срок от 1,5 лет. Точный учёт и контроль в потреблении ресурсов, хочется верить, снимет в будущем ряд имеющихся сегодня проблем по расчётам с энергоснабжающими организациями.


– Сколько домов оборудовано общими счётчиками?


– В 2009 году в рамках муниципальной среднесрочной программы энергосбережения на 1 сентября в 125 домах установлены приборы учёта воды или тепла. По итогам года планируется получить существенную экономию энергоресурсов.


А всего в городе, по моим данным, приборами учёта оборудовано около трети домов. Работа будет продолжена и по муниципальной программе энергосбережения в жилищном фонде, и при проведении капитальных ремонтов с привлечением средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ. В нынешнем году с участием фонда капитально ремонтируется порядка 233 домов, из них более чем в 100 производится ремонт инженерных систем, одним из условий которого является оборудование дома приборами учёта энергоресурсов. Плюс к этому люди сами устанавливают приборы счётчики. Во многих домах сегодня есть и другие технические устройства, например, пьезодатчики, фотоэлементы, позволяющие экономить ресурсы. Экономия – требование времени, требование рынка, об этом не надо забывать. Сегодня энергетики уже выставляют жителям домов с непосредственным управлением счета за освещение мест общего пользования. Правда, Южное межрайонное объединение «Энергосбыт» делает это крайне некорректно, не предупреждая людей и не объясняя свои расчёты, что порождает многочисленные жалобы населения.


Оборудование многоквартирных зданий общими счётчиками – первый этап большой работы. А дальше – надо думать об обеспечении управления ресурсами, внедрять теплорегуляторы, погодные терморегуляторы. Поставщики подсчитывают свои затраты. Жителям тоже нужно учиться считать, быть хозяевами своего дома, вносить свой вклад в управление им.


– Не все готовы к принятию самостоятельных решений, в этом людей нельзя винить. 1788 домов из 3541 находятся в непосредственном управлении. Не слишком ли большая нагрузка на жителей, ведь при этом способе управления они, кроме всего прочего, не имеют права претендовать на участие в программе капитальных ремонтов с привлечением средств из Фонда содействия ЖКХ?


– Согласен, отвечать не только за свою квартиру, но и за общее имущество дома – тяжёлое бремя. Но к этому обязывает закон не только жителей домов, принявших непосредственное управление, а всех собственников помещений в многоквартирных домах. Жилищный кодекс и сопутствующие нормативные акты жёстки. Но как бы мы ни относились к закону, он есть, и мы обязаны его выполнять.


Что касается непосредственного управления, то оно регламентировано Жилищным кодексом без каких-либо законодательных ограничений в качестве одного из трёх способов управления многоквартирным домом. По применению этого способа управления, если брать статистику по РФ в целом, Новокузнецк не является пионером. Норильск, Томск, города нашей области тоже практикуют непосредственное управление.


– Люди жалуются, что в непосредственном управлении дом очутился против их воли.


– В моём доме за непосредственное управление заочно отдали свои голоса более 50 процентов жителей. Два года назад, когда в первый раз проводилось заочное голосование по выбору способа управления, я не голосовал за непосредственное управление. А во второй раз сделал это. Считаю, время рассудит, какой способ управления выгоден и приемлем для того или иного дома.


Кроме того, способ управления можно поменять. Для этого собственникам нужно прийти к соглашению.


– Непосредственное управление иной раз инициирует сама УК, а жители, не вникая, ставят подписи в протоколе заочного голосования.


– Со стороны управляющей компании на данном этапе реформирования ЖКХ, в отсутствие компромиссных вариантов решения проблемы расчётов с ресурсоснабжающими организациями, это вынужденный шаг. Проблема не решена федеральным законодательством.


От управляющей компании требуют 100-процентной оплаты потреблённого энергоресурса. Такова позиция поставщика. При отсутствии общедомовых приборов учёта спорить с ресурсоснабжающей организацией трудно, если не сказать невозможно. Конечно, управляющие компании спорят и выигрывают суды. Заключая договоры с поставщиком, добиваются внесения в них пунктов о начислениях собственникам, что учитывается при расчётах за поставленный ресурс. Вторая причина, по которой управляющим компаниям невозможно рассчитаться с ресурсоснабжающей организацией полностью, – дебиторская задолженность населения. Сбор платы за коммунальные услуги сегодня составляет 92 процента. Почему УК должна бесплатно выбивать долги в интересах поставщика? Как один из вариантов уйти от этой неблагодарной обязанности УК предлагают жителям выбрать непосредственный способ управления. Согласно ему за коммунальные услуги потребитель рассчитывается непосредственно с организацией-поставщиком. Такой вариант расчётов – не наше изобретение. Он существует во всём мире. За рубежом, например, в Канаде, житель получает счета за потреблённые ресурсы от каждой компании-поставщика. Никого такой порядок не удивляет и не напрягает, в том числе и саму компанию.


Хочу заверить, что проблема, связанная с взаиморасчетами за потреблённые коммунальные услуги, в самое ближайшее время будет снята. Аппетиты ресурсоснабжающих организаций дойдут до умеренности. Я имею самые веские основания это утверждать. Они уже поняли, что их потери от непосредственных расчётов с потребителями на порядки больше, чем средства, взыскиваемые с управляющих компаний. Арифметика простая, она учит тому, что выгоднее договариваться, приходить к компромиссу, чем оставаться непримиримыми оппонентами. Мы все в одной лодке. Чтобы её не потопить, надо смотреть немного дальше сиюминутной выгоды.


– Александр Владимирович, на что надеяться горожанам? – На здравый смысл в первую очередь. Монополизма сегодня на жилищном рынке нет. Информационного вакуума – тоже. На стороне собственников – закон. А власть всех уровней им не оппонент, а союзник.


Записала Анна ВЕКШИНА, газета "Новокузнецк"

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter