RSS    Реклама на сайте

Реклама


Наши читатели



Новости Новокузнецка

Архив новостей
ААА

Новость от 19 Января 2010

Крещение Господне

Святки заканчиваются последним рождественским праздником – Крещением, или Богоявлением. Канун Богоявления, когда совершается водосвятие, считается особенно важным. 18 января – второй сочельник. Весь этот день проводили в строжайшем посте, даже дети и подростки старались не есть «до звезды», а во время вечерни храмы были полны народу. По возвращении из церкви все отпивали по глотку принесённой освящённой воды, а после этого хозяин окроплял ею весь дом и всё имущество: полагали, что это убережёт не только от бед и напастей, но и от дурного глаза. Веря в силу святой воды, её ставили к образам и использовали в течение года по мере надобности от разных хворей и напастей. Считалось, что она не может испортиться. Кроме того, был обычай вливать немного освящённой воды в колодцы, чтобы нечистые духи не забрались туда и не опоганили воду.


Приблизительно такое же священное значение приписывается и воде всех открытых источников, которая в канун Крещения получает особую силу. По народному представлению, в ночь на 19 января на Землю нисходит Святой Дух (где-то верили, что в реке купается Христос), поэтому ночью можно увидеть на открытых участках или в проруби волну (вода колышется). В течение недели после этого вода во всех открытых земных источниках также считается освящённой. Отсюда возникло распространённое убеждение, что неделю после Богоявления стирать нельзя, дабы не осквернять воду.


Накануне Крещения тоже ходили по дворам, веселились, рядились, проказничали вовсю: назавтра Святки заканчивались. Утром 19 января в деревнях было принято зажигать пук соломы перед избой: где-то объясняли этот обычай тем, что Христос, выйдя из проруби, мог бы погреться, где-то – тем, что нужно «предков обогреть» (отголоски языческих верований). Другой широко распространённый обычай – устроить на реке «Иордань». Умельцы, испросив благословения у священника, вырубали во льду крест, сияние, голубя и прочее, а вокруг – жёлоб для протока воды в «чашу». Во время богослужения рядом стоял причт и при чтении ектении знающий человек ловким ударом пробивал дно, и вода вырывалась из реки фонтаном и быстро заполняла «сияние», после чего крест как бы всплывал над поверхностью. На это торжественное зрелище всегда стекалось множество народа, ведь можно ещё и помолиться, испить святой воды и омыть ею лицо. В этот день принято было купаться в проруби. Больше всего, конечно, купались те, кто на Святки рядился, но и остальные не оставались в стороне, памятуя, что в освящённой воде человек не может простудиться, а погружение в этот день в прорубь сулит защиту от всех тяжёлых недугов. Вообще же многие исследователи отмечают, что праздник Крещения принадлежит к числу наиболее очищенных от всяких языческих наслоений.


В этот день готовили, как на Новый год и Рождество, «богатую кутью», стол был мясной, сытный и обильный. Гадания на Крещение были те же, исключение составляли гадание с кутьёй (когда первому попавшемуся навстречу мужчине кидали в лицо горсть кутьи и спрашивали имя) и разновидность «слушания», когда пололи снег, кидая его через плечо, а потом ждали: откуда раздастся звук, туда и замуж отдадут. В некоторых местах в этот день устраивали девичьи смотрины, где-то проводили оригинальный обычай домашнего «освящения» скота. Но в целом в этот день настроение было торжественным, и «благообразие воцарялось в сердцах и умах».


С праздником вас, с Крещением Господним! Мира, любви и изобилия вашему дому, здоровья и благополучия вашим домашним!


Татьяна СВЕТЛОВА, газета «Новокузнецк»

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter