RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 11.01.2011

Вернуть неисправный автомобиль: алгоритм действий

В практике экспертов немало спорных случаев связано с покупкой автомобилей. Поэтому к выбору будущего средства передвижения стоит отнестись со всей серьёзностью. В соответствии с постановлением правительства, которым утверждён перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, если приобретённый автомобиль не подошёл по форме, габаритам, расцветке или комплектации, он не подлежит возврату или обмену. В том числе это касается случаев, если вы решили сделать кому-либо сюрприз и подарить автомобиль, но впоследствии оказалось, что одаряемый ожидал совершенно другого цвета или хотел иную комплектацию. Возможности обменять такой подарок уже не будет.

Совершенно иная ситуация складывается в случае, если речь идёт о ненадлежащем качестве приобретённого автомобиля. Какие права потребителя в этом случае предусмотрены действующим законодательством, каким образом они могут быть реализованы на практике и что делать, если приобретённый автомобиль сломался? Комментарий по данному вопросу даёт Евгений Бессонов, исполнительный директор и технический специалист ООО «Экспертно-оценочное бюро «Эксперт-Аналитик».

– Как правило, определить при оформлении покупки автомобиля все недостатки сразу невозможно, и для этого на новую машину устанавливается гарантийный срок. Исчисление его, как и для других товаров, начинается с момента передачи товара покупателю. В моей практике был случай, когда потребитель, приобретший новую машину, обнаружил недостатки в ней уже после двух недель езды. В автосалоне не отказывались проводить гарантийные ремонты. Однако когда число поломок достигло внушительного, покупатель решил вернуть автомобиль. Добровольно это сделать в автосалоне отказались, поэтому потребитель обратился в экспертную организацию.

Прежде всего следует обратить внимание, что автомобиль – это технически сложный товар, а это в свою очередь влечёт определённые особенности при реализации прав потребителя. Постановлением правительства утверждён перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. Действие этого документа распространяется и на требование потребителя о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченных за товар денежных средств. В самом первом пункте данного перечня указаны автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним.

Претензии по качеству приобретённого автомобиля можно предъявлять либо изготовителю, либо продавцу, в зависимости от ситуации. Доставка автомобиля для ремонта, замены, возврата и проведения экспертизы должна осуществляться продавцом или изготовителем безвозмездно. При неисполнении этих обязанностей продавец обязан возместить необходимые расходы владельцу автомототранспортного средства.

Если вы обнаружили какой-либо недостаток в автомобиле, то требовать от продавца возврата денег или другого нового автомобиля сразу же вы не можете. Такое право возникает только в случае, если будет доказано, что обнаруженный недостаток в автомобиле существенный. В соответствии с преамбулой к закону РФ «О защите прав потребителей» таковым признаётся поломка, которая не может быть устранена без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после устранения.

Безусловно, что в ряде случаев поломка автомобиля может быть однозначно отнесена к существенным недостаткам, если ранее уже проводился ремонт или вышел из строя агрегат, который не подлежит ремонту, а его замена достаточно дорогостоящая по отношению к общей стоимости автомобиля. Следует помнить также, что если по причине постоянных ремонтов потребитель не пользуется автомобилем в течение 30 дней в году, это – основание для возврата товара. Правило действует в течение гарантийного срока, а если таковой не установлен, то – в течение двух лет.

В таких случаях необходимо заявить продавцу об обнаруженном недостатке, и если вы считаете его существенным, то предъявить соответствующее требование, например, о расторжении договора и возврате уплаченных за автомобиль денежных средств.

Обратите внимание, что в соответствии с п. 5 ст. 18 закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр обязаны принять товар ненадлежащего качества. В случае необходимости продавец вправе провести проверку качества товара. Вашего согласия на проведение такой проверки не требуется, но в соответствии с п. 5 ст. 18 закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе участвовать при экспертизе.

Но в большинстве случаев всегда возникает спор между потребителем и продавцом, поскольку каждая сторона пытается доказать свою правоту. В таком случае уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр обязаны провести экспертизу товара за свой счёт. При передаче с вашей стороны автомобиля для проведения проверки качества необходимо составить какой-либо документ, содержащий, во-первых, сам факт передачи товара на проверку качества, а во-вторых, отражение основных характеристик товара, заявленной неисправности, комплектности товара и тому подобное. При этом, перед тем как подписать такой договор и передать товар продавцу, внимательно ознакомьтесь с ним. В документе должно быть чётко прописано, что товар передаётся именно на проверку качества. Никаких положений относительно ремонта (если вы на него заранее не согласны) не должно быть. При этом нередко продавец ссылается на то, что «бланк проверки качества и ремонта одинаковый, но в вашем случае будет проведена именно проверка качества», или даёт подобные обещания. Имейте в виду, что, подписав документ, вы фактически согласились со всеми без исключения содержащимися в нём условиями, а устные разъяснения продавца могут очень быстро забыться. Поэтому во избежание получения «отремонтированного» товара вместо «проверенного» будьте внимательны при передаче товара на проверку качества.

Вы вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Как правило, при обращении в суд по такой категории дел прежде всего назначается судебная экспертиза, на разрешение которой ставятся вопросы, касающиеся причин возникновения недостатка (по вине изготовителя или возникшие в результате неправильной эксплуатации автомобиля и тому подобное), насколько такой недостаток позволяет или не позволяет дальнейшую эксплуатацию транспортного средства, возможен ли ремонт. На основании проверки и заключения эксперта суд даёт оценку, считается ли выявленный недостаток существенным и, соответственно, возможен ли возврат или обмен товара.

Дина ПРУДЬКО
Фото Марии Коряга

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter