RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 12.01.2012

Столичный опыт

Президент Международной ассоциации развивающего обучения Борис Эльконин поделился опытом с новокузнецкими коллегами

В Новокузнецком институте (филиале) КемГУ цикл лекций для студентов, преподавателей вузов, педагогов образовательных учреждений, практических психологов прочёл доктор психологических наук, профессор Борис Эльконин. Борис Даниилович заведует лабораторией теоретических и экспериментальных проблем психологии развития в Психологическом институте Российской академии образования (Москва). Он президент Международной ассоциации развивающего обучения.

Сфера научных интересов Эльконина, предмет его исследований – психология развития, детско-взрослые отношения.

На этот раз лекционный курс Бориса Эльконина был посвящён практическому применению результатов исследований, а конкретно – созданию в территориальном формировании, в Новокузнецке в частности, некоего пространства, единой среды, которая стала бы местом взаимодействия, общения, консолидации и развития интересов детей и взрослых.

Как это должно происходить? Кто будет этим заниматься? Вот что думает по этому поводу профессор Борис Эльконин.

– В Новокузнецке, как мне сказали, работает около 30 частных центров для детей. Это замечательно. Но создание единого развивающего пространства потребует дополнительной подготовки, проектирования и реализации. Со стороны городского сообщества – и принятия определённых организационно-управленческих решений.

Бизнес-проекты могут включать оказание услуг родителям, детям и семье в целом. Это и специализированная консультативная деятельность, и использование в пространстве общения традиционных институтов – детских садов, элементов школьного образовательно-воспитательного процесса и так далее. Реализация таких проектов, безусловно, потребует новых менеджмент-технологий. Образовательно-воспитательное учреждение (или несколько таких учреждений) может создать специализированный центр по оказанию психолого-педагого-маркетинговых услуг.

А самое главное, считаю, в том, что нужно выработать принципиально новый подход к отношениям «ребёнок-взрослый». Приведу простой пример. Крайне архаичны, и не только у вас, магазины детских товаров и игрушек. За редкими исключениями, ни в одном из них нет площадки для опробования игрушек.

– А такие должны быть?

– Конечно. За рубежом это давно практикуется. Менеджмент-технологии, учитывающие особенности психологии детей и подростков, чрезвычайно популярны. Детские кафе, к примеру, используют такие формы обслуживания, как шведский стол, дегустация. Ведь дети устроены так, что не могут сидеть и ждать, когда придёт официант. Они начинают бегать, баловаться…

– При свободном доступе что останется от шведского стола, игрушек?..

– Мне так не раз говорили. Но посмотрим на проблему с другой стороны. Пусть даже ребёнок возьмёт игрушку, горсть конфет. Эти мизерные для инвестора потери несопоставимы с потенциальной выгодой. Люди будут знать, что в магазине детям разрешают играть, в детском кафе – дегустировать. И в следующий раз в этот магазин, в это кафе придут не только постоянные клиенты, но и их друзья и знакомые. То, что предназначено ребёнку, должно нести в себе интригу, элемент выбора. Только тогда игрушка, подарок будут желанными, ожидаемыми.

Необходимо учитывать, что современный менеджмент оказания услуг семье насчитывает десятки примеров расширения традиционных институциональных рамок университетов, школ, садов, других учреждений и организаций.

– На ребёнка работают ещё до его появления на свет…

– Безусловно. Будущие мамы испытывают острую потребность в тренингах по кормлению грудью, уходу за ребёнком, включению папы в воспитание…

– Кто этому и многому другому будет учить?

– Тренинговую площадку можно устроить, к примеру, на базе университета. Конечно, для реализации таких проектов нужна серьёзная маркетинговая, экономическая, менеджерская, наконец, брендовая подготовка. Замечу, специально не надо никого учить. И в вашем городе есть люди, которые могут ту или иную программу развития методически оформить и практически вести. Что касается меня, я готов оказывать экспертно-консультационные услуги в этом направлении, поскольку считаю его ключевым.

– Борис Даниилович, такой вопрос: это нам надо?

– Необходимо! Семьи, имеющие детей, испытывают острую потребность в расширении спектра услуг для них.

Для мам с маленькими детьми, например, проблема оставить дитя на время с человеком, владеющим специальной подготовкой. Больше того, мест для временного пребывания малышей практически нет, а если они есть, то представляют собой ограниченное пространство, изолирующее детей от окружающих. Много ребятишек, требующих специального отношения, – инвалидов, с особенностями развития, страдающих аутизмом, другими сложными заболеваниями. Такими детьми, как правило, занимается врач, а в социальном смысле они предоставлены родителям, которые не обладают специальными знаниями.

– В городе есть общественная организация, объединяющая родителей особых детей...

– Уверен, в неё входят далеко не все, кто нуждается в услугах квалифицированных специалистов. В Москве, в Новосибирске создан не один родительский клуб. И, надо сказать, совместное обсуждение проблем помогает их решать. А возможность домашнего обучения детей, закреплённая в законе?..

– Детей особых категорий?

– Не обязательно. Допустимо обучение на дому любых детей. Семей, предпочитающих такой вариант получения обязательного образования для своего ребёнка, всё больше. А готовы ли мы оказывать им индивидуальные услуги? Можно и нужно продумать, как помочь таким семьям.

– Услуги профессионалов стоят немалых денег…

– Если соотнести возможные цены с доходами населения, можно выработать варианты, приемлемые для различных категорий.

В Москве, например, уже некоторое время работает фирма «Мир детства». Она специализируется на предоставлении услуг семье и детям. Тренинги, различные виды обучения, консультирования и так далее. Услуги востребованы, пользуются популярностью. На базе фирмы существовал Институт современного детства. Мне довелось в нём некоторое время работать. Вид сервиса, о котором идёт речь, активно развивается, становится инвестиционно привлекательным для деловых людей. Правда, потенциальные инвесторы должны иметь в виду, что в данном виде бизнеса вложения окупаются через несколько лет. Но то, что он выгоден, доказано зарубежной и отечественной практиками.

– В общем, изменения назрели?

– Мы живём в период введения новых стандартов образования, новых качественных характеристик. В образовании появляются современные профессии, например, тьютор. У населения возникают новые потребности, связанные, как уже сказано, с особыми группами детей. Сегодня многое из того, что признавалось отклонением от нормы, таковым не считается. Это касается и логопедических нарушений, и других особенностей развития. С другой стороны, родители, желая своему ребёнку достойного будущего, всё раньше и всё чаще задумываются над тем, как и чему его учить, когда начинать это делать. Вопрос в том, что они не знают ответы на эти важные для них вопросы, предпринимают то, чего делать не стоит. Например, полуторагодовалого малыша пытаются обучать компьютерному языку, математике. Такая самодеятельность приносит непоправимый вред. Квалифицированную помощь знающих, дипломированных специалистов родителям и детям ничто не заменит. Настало время развивать новый вид сервиса – психологические, педагогические, маркетинговые услуги семье и детям.

Если мы хотим вырастить здоровое, гармонично развитое поколение, первые шаги для решения этой социально значимой задачи нужно делать уже сегодня. И в этом смысле в вашем городе многое могут сделать специалисты высшей школы, учёные, преподаватели, выпускники и дипломники вузов.

Записала Анна Векшина
Фото Константина Новицкаса

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter