RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 10.02.2011

Прогимназия – ходить или не ходить?

В последние годы для каждой семьи, в которой подрастает малыш, обязательным пунктом программы родительского долга стала считаться необходимость отвести своего ребёнка в прогимназию. Такая форма подготовки детей к школе приобрела поистине массовый характер. Но, подгоняемые безосновательным убеждением, что без прогимназии в первый класс не попасть, мамы и папы зачастую даже не задумываются: а нужна ли их чаду такая нагрузка? О том, кому не стоит посещать классы предшкольной подготовки и какие альтернативные пути можно избрать, рассказала частный практикующий логопед первой категории Лилиана Ислентьева.

В педагогических кругах уже давно ведётся полемика по поводу того, насколько нужны классы предшкольной подготовки в том виде, в каком они существуют сейчас. Себя к сторонникам прогимназии как обязательной для всех я не отношу. Ведь что представляют собой занятия в прогимназии? Это уроки. Фронтальная форма работы с двадцатью и более детьми. Конечно, педагоги понимают, что работают с дошкольниками, и уроки включают в себя игровые моменты, но всё равно учебная деятельность – ведущая. А до семилетнего возраста основным видом деятельности является игра! Ребята должны играть, а уже в игру необходимо включать обучающие моменты, а не наоборот. Все занятия предшкольной подготовки должны иметь интересный игровой сюжет, большое количество предметов, картинок, символов, которыми могли бы манипулировать дети. Не менее трети занятия должно проходить в форме подвижных игр, что не всегда возможно осуществить в учебных классах. Если же ваш малыш «не доиграл», если у него низкая работоспособность, и он не может сконцентрировать своё внимание хотя бы на 15 – 20 минут, что является средним уровнем к пяти годам, то вести его в прогимназию не стоит! Когда ребёнок не способен выдержать урок, он просто устаёт и в итоге всё равно не получает ту информацию, на которую рассчитывают родители.

Что включает в себя подготовка к школе?

  • Развитие звуковой культуры речи – умение произносить звуки, слышать и различать их (особенно сходных по звучанию: звонкие и глухие, мягкие и твёрдые и так далее), умение различать последовательность звуков в слове (например, понимать, что в слове «дом» первый звук «д», второй – «о», третий – «м»).

  • Развитие на уровне, соответствующем возрасту, внимания, мышления, памяти.

  • Подготовленность руки, развитие мелкой моторики и графомоторных навыков. Достаточно умения писать печатными (а не прописными!) буквами.

  • Развитие элементарных математических способностей, умение считать, решать элементарные задачки и примеры.

  • Обучение чтению на уровне послогового, слитного чтения с полным пониманием того, что читаешь (когда единицей становится не буква, а слог). Ребёнок не обязан уметь читать бегло!

  • Одним из самых важных моментов в подготовке к школе является развитие у ребёнка мотивации, желания идти в школу и учиться. Если малыш идёт в школу с радостью, с пониманием того, что он может многому и интересному научиться, что на уроках может быть и сложно и трудно (так и должно быть!), но это интересно и увлекательно, то этот момент может быть гораздо важнее, чем умение читать.

Часто мамы и папы, напротив, неусидчивость своего малыша считают одной из главных причин, по которой необходимо отправляться в прогимназию, – «пусть он привыкнет сидеть на уроках». Сидеть он, может, и привыкнет. Он поймёт, что взрослые от него это требуют, значит, это нужно, и он это требование примет, но нервная перегрузка будет колоссальной! И что при этом он получит, когда «отмучается» положенное время? У многих сегодняшних первоклассников отсутствует мотивация, желание учиться, как раз потому, что их слишком рано приводят в школу, когда они ещё не готовы к обучению. И если на первых порах дети радуются тому, что уже взрослые, у них есть портфель, они, как старшие, ходят в школьный класс, то уже через месяц – два начинается тяжёлый период для всех. Родителям приходится заставлять ребёнка идти в прогимназию, где-то уговорами, где-то в приказном порядке. Лучше не становится никому. В таком случае говорить о том, что в первый раз в первый класс мы пойдём с радостью, к сожалению, не приходится.

Если ребёнок ослаблен физически, часто болеет, то отдавать его в прогимназию также нежелательно. Дополнительная нагрузка для него будет травмирующим фактором, и малыш рискует большую часть времени провести «на больничном», а не за школьной партой. Наличие речевых нарушений, различных серьёзных неврологических проблем говорит о том, что прогимназия ему противопоказана. Такие дети нуждаются в индивидуальной коррекции и программе развития, они, как правило, не способны усваивать материал на фронтальных занятиях (группа, класс). Не создавайте своему ребёнку ситуацию неуспешности, отправляя раньше времени в школу. Прежде чем обучаться грамоте, нужно научиться правильно говорить и слышать. А главное – слушать! Ведь зачастую у современных детей не сформированы именно речевое внимание и речевая память.

Нет необходимости идти в подготовительный класс, если ребёнок посещает хороший детский сад, особенно логопедическую группу, в которой программа предусматривает полную подготовку к школе. Это и развитие связной речи, звуковой культуры, обучение чтению, подготовка руки к письму (развитие графомоторных навыков), развитие зрительного и слухового внимания и так далее. Тогда какой смысл давать информацию в двойном объёме? Расписание занятий в детском саду составляется с учётом максимальной нагрузки, допустимой по возрасту, и охватывает весь спектр направлений развития.

Прогимназии по сути рассчитаны на детей, не посещающих ДОУ или же обучающихся в учреждениях, где нет полной подготовки к школе. Поэтому родителям важно обращать внимание на программу, по которой работает педагогический коллектив. Конечно, нельзя исключать и человеческий фактор – «проблему кадров». В разных группах разные педагоги, и родителям нужно самим адекватно оценивать ситуацию. Если вы считаете, что уровень подготовки в детском саду недостаточен, тогда имеет смысл заниматься дополнительно.

Но прогимназия – не единственный путь. Исходя из особенностей вашего малыша, выберите подходящую ему форму работы. Можно готовиться индивидуально – самим или при помощи специалиста, но лучше всего отдать предпочтение индивидуально-подгрупповым занятиям, рассчитанным на четверых – шестерых детей. В таких условиях у ребёнка будет, кроме всего прочего, возможность взаимодействия со своими ровесниками в разных обучающих формах и в паре, и в мини-коллективе. Здесь будущий ученик учится выстраивать отношения с другими, работать сообща, например, в ситуации, когда нужно дополнить другого, развивается умение слышать не только себя, что, кстати, очень важно для школы. Но при таком небольшом количестве детей у педагога есть возможность видеть каждого ребёнка и индивидуально регулировать работу, помогать, менять и подбирать интересные задания, которые подойдут конкретно для этих его учеников. От таких занятий малыш-дошкольник получит гораздо больше пользы, чем от урока в классе с двадцатью сверстниками. И не стоит бояться, что без прогимназии ребёнка не возьмут в первый класс. Если он хорошо подготовлен, обладает всеми необходимыми умениями и навыками, ни одно образовательное учреждение не откажется от такого ученика!

Лилиана Анатольевна Ислентьева

 

Кабинет логопедической помощи и предшкольной подготовки:

  • комплексные подгрупповые занятия по подготовке к школе;
  • бесплатная первичная консультация;
  • диагностика и коррекция речевых нарушений;
  • коррекция нарушений письма и чтения;
  • консультации для родителей.

Тел.: 8-903-048-2752, e-mail: lana_nvkz@mail.ru

Адрес: Новокузнецк, ул. Пожарского, 32. каб. 11.

Анастасия Лыкова
Фото Марии Коряга

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter