RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 16.02.2012

Оздоравливающая информатика

Вторая профессия Андрея Швечкова – актёр. Гипотетически. На самом деле наш герой – учитель информатики.

Сегодня очень часто педагога сравнивают с актёром, а школу – с театром. «Сценой» Швечкова стала школа-интернат №82. На Горьковской. Дети здесь, на первый взгляд, ничем не отличаются от своих сверстников. Да, они и есть вполне обычные ребятишки. Только ставшие заложниками жизни, как правило, по вине родителей. В 82-ю они направляются по предписанию фтизиатра. Обучение сопровождается непрерывающимся лечением учащихся. Но, к сожалению, туберкулёз не та болячка, которая быстро сдаёт позиции.

Инфекцию «дарят» малышам их нерадивые родители. Например, отец двоих детей попал на зону, вернулся оттуда тубинфицированным. Реакция манту у дочки и сына выявила заболевание. Двери обычной школы автоматически для них закрылись.

Туберкулёз коварен – он может перейти в хроническую форму и давать всё новые и новые вспышки. Ученики получают препараты, но большая часть медикаментов применялась ещё более полувека назад, они имеют серьёзные побочные эффекты и мешают восприятию новых знаний. Наслаивается неблагополучная обстановка в семье. Несмотря на всё это, ребёнок должен показывать уровень подготовки, которого требует современная система образования...

Если медик лечит тело, то педагог – душу. Ведь для маленького человечка, по сути, только начинающего жить, важно не только получить багаж знаний, но и протиснуться в социум, доказать, что он не хуже других.

Андрей Швечков – как раз один из врачевателей детских душ. Он и выглядит, как настоящий учитель, – статен, галантен, кажется, до мозга костей выросший и воспитанный в дворянской семье.

На уроки Андрей Евгеньевич не надевает масок и скафандров, работает, что называется, не прячась, – нельзя отгораживаться от детей. Считает, бог милостив, не даст заразиться. Регулярные медосмотры подтверждают это.

– Заболеваемость туберкулёзом в Кемеровской области значительно превышает общероссийские показатели, – рассказывает учитель. – У детей иммунитет слабее. Но мы никогда не называем их «больными», они «оздоравливающиеся». Я не врач, а преподаватель информатики, но должен помочь ученикам поправить здоровье.

Можно сказать, у нашего героя генетическая предрасположенность к учительству:

– По линии мамы у меня педагогическая династия. Дедушка всю жизнь мечтал стать учителем. В то время, до войны, это была очень уважаемая и престижная профессия. Сейчас к преподавателям иное отношение.

Но исполнить свою мечту деду не удалось – началась война, по комсомольской линии его призвали лётчиком дальней авиации. После ВОВ прожил всего два года, так и не став учителем. Тягу к школе унаследовали его дочери – одна из них преподаёт в вузе, вторая, мама Андрея, проработала всю жизнь в детском саду.

– Я очень гордился дедом, поэтому стал учителем, – рассказывает Швечков. – Но путь был сложным. В противовес учительской династии выступили родители отца – дедушка и бабушка, которые стояли у истоков строительства КМК, а затем отработали на комбинате всю жизнь. Металлургом стал и мой отец. В свою очередь и я получил первое образование в СМИ. Затем остался в институте преподавать компьютерную графику на кафедре начертательной геометрии и инженерной графики.

В конце 1980-х годов в школах приступили к внедрению компьютерных классов, нужны были первопроходцы для развития компьютерной грамотности у школьников. Одним из них стал Андрей Швечков, а после, получив второе образование, так и остался в школах Заводского района.

Начинал в учебно-производственном комбинате, затем 35-й лицей, следующая ступень – школа-интернат №82, с которой давно сотрудничал.

Наш собеседник – прирождённый оратор, готовый бесконечно увлекать беседой не только широкую публику (чем наверняка завораживает детей), но и единичного слушателя. Ему есть что рассказать. Свои взгляды на образование, придуманные методики, наблюдения за учениками разных поколений.

Однажды пришёл к мысли – чем страдают современные дети. Даже название этой болезни придумал – «информационная оглушённость»:

– Представьте, например, учителя 1940-х годов ХХ века – для школьников он единственный источник информации, любое его слово – целое откровение. Сейчас телевидение, Интернет. Масса информации, ребёнок оглушён. Кто такой теперь учитель, что-то пытающийся объяснить у доски? Как педагог может перекрыть эти мощные информационные каналы? Ученик порой не воспринимает базовые знания, он видит, что они оторваны от жизни. Дети хотят работать менеджерами в банке. Или в автосервисе. Не видят они пользы от полученных знаний.

В последнее время только и слышишь, что о популяризации информационных технологий. Но за один урок в неделю нужно ухитриться вложить в голову ребёнка максимум знаний. А для детей компьютер – игрушка, проводник в социальные сети.

– Я применяю в своей деятельности метод проектов, он «с бородой» – зародился почти 100 лет назад, – делится Андрей Евгеньевич. – Сейчас у него открылось второе дыхание. Каждую пройденную тему стараемся отыграть в деле, значимом для ребёнка и окружающих. Например, изучаем устройство и работу персонального компьютера, проводим проект «Выбери свой профессиональный компьютер». Одни дети – это менеджеры компьютерных фирм, другие – покупатели. Задача – правильно выбрать конфигурацию. Если осваиваем презентации, то делаем массу интересных презентаций. После освоения электронных таблиц – интересное и полезное для будущего ребят занятие – расчёт заработной платы, учёт товаров для небольшой фирмы, анализ экономической деятельности предприятий. Объясняю, что такая работа очень востребована на рынке, за неё платят хорошие деньги. В конце урока ребята спрашивают, сколько стоят их старания. Им называешь цену, например, 50 тысяч. И ученик понимает, что его, казалось бы, простой труд ценен.

Андрей Швечков представлял Заводской район на конкурсе «Педагог года-2012». К слову, испытывал фортуну уже второй раз. Снова не победил. Значит, есть ещё к чему стремиться и над чем работать. Но уже сейчас этот учитель с более чем 20-летним стажем может многим гордиться – он помогает получить своим ученикам востребованную в сегодняшнем мире профессию. И пусть выпускники не закончат вузы, не станут докторами наук, не пойдут по пути программирования. Главное, что уже сейчас информатика приносит прилив сил, открывает путь в интересный виртуальный мир и позволяет забыть про тяжёлый недуг.

Валерия Клишина
Фото Марины Герман

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter