RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 17.02.2011

Серьёзный разговор по душам

Завершилась юбилейная серия концертов X фестиваля «Высоцкий в Новокузнецке». Несколько дней, проведённых в театре металлургов, оставили на память о себе некоторые впечатления.

Здесь все друг друга спешили поздравить с праздником – со сцены, в официальных речах. Причём процесс фестивальный был скорее обычен, нежели торжественен. И юбилей оказался вовсе не зрелищем (ведь авторская песня сама по себе не зрелищный жанр и развёртыванию шоу-программ никак не способствует), а поводом собрать побольше единомышленников. Просто состоялся праздник для души большого количества людей. Зрители каждый вечер до отказа заполняли нижний зал и балкон театра металлургов; даже возникли ассоциации со временем, когда поэты собирали целые стадионы, и люди самого разного возраста – убелённые сединами, средних лет и «зелёная» молодёжь – их слушали так же внимательно, как сегодня слушают омузыкаленные стихи бардов.

В интервью для городских СМИ глава города Валерий Смолего отметил вероятность того, что с будущего года фестиваль изменит свой статус. Это мероприятие, по мнению руководителя, уже по праву можно назвать общероссийским.

- По окончании фестиваля мы еще раз встретимся с его организаторами, оговорим будущий формат в рамках расширения статуса этого праздника, - поделился планами Валерий Георгиевич. -  Ведь фестиваль - это не только концерты, но и выставки, связанные с именем Высоцкого, встречи бардов со школьниками и молодежью. На примере старшего поколения мы и должны воспитывать молодежь.

А люди с гитарами тоже встречались-обнимались в коридорах, пели нам и друг другу песни, общались. Общение – вообще ключевое слово на этом фестивале. Наверное, нам и вправду не хватает его в жизни: как-то всё не о том, на бегу, между делом...

Татьяна Грязнова, город Томск:

– Конечно, факт выступления уже отошёл на второе место, главное – это то, за чем мы едем. Чтобы встретиться с друзьями, услышать какие-то новые песни. Поделиться тем, что наработалось за определённый период.

В кулуарах и в фойе, в перерывах и во время концертов в буфете организовывались посиделки, звучали разговоры «за жизнь», время от времени вспыхивали культурологические дискуссии. Кто такой бард? Современный менестрель-трубадур? Боян? Акын?!! А что, довольно похоже. Вот один из таких увидел одинокую тающую снежную бабу за окном – написал песню, причём художественно тему осмыслил, собственных эмоций добавил. Вот другой поговорил с воином-афганцем – и рассказал нам о внутренних противоречиях между войной и доблестью... Авторская песня, в сущности, тем и привлекательна – она всегда о реальной, о нашей жизни. Только рассказанная с чьей-нибудь точки зрения. И чаще всего созвучной многим.

Другой спор. Уже классический – о развитии жанра. Всем понятно, что бардовская песня должна куда-то развиваться. В сторону совершенствования поэзии – это, пожалуй, к каждой конкретной личности автора. А если в сторону музыки, то здесь пытливые умы непременно найдут массу возможностей для творчества, как то: привлечь в бардовскую песню другие стили – джаз, классику и так далее.

Владимир Куличенко, город Новокузнецк:

– Пришло время для осмысления бардовской песни. Мы не растём. Поэзия как-то стала хуже, что ли. Авторов того уровня, что был, можно перечислить по пальцам. Наверное, будет переосмысливаться прошлое, и, скорее всего, в музыкальном отношении. Потому что там столько материала интересного... И если когда-нибудь вдруг явится новая импровизационная музыка, скажем, вроде джаза, то она возникнет на основе именно бардовской песни. Вот как в Америке джаз появился на основе блюза – буквально из трёх аккордов.

Сын Высоцкого Никита Владимирович всё же приехал на юбилейный фестиваль. И хотя по всему было заметно, что он не вполне уютно чувствовал себя в роли «свадебного генерала» (он и сам в этом признавался), для нас, новокузнечан, событие явилось знаковым. Никита Владимирович читал стихи отца со сцены, и читал замечательно: «Я бодрствую, но вещий сон мне снится...» Голос у него – почти один в один с великим поэтом, в какой-то момент даже возникло ощущение присутствия.

Сложнее было участникам-бардам, которые выбирали для собственных выступлений песни Владимира Семёновича.

Дмитрий Бахтияров, город Полевской Свердловской области, обладатель «Паруса» (высшей награды фестиваля) за лучшее исполнение песни Высоцкого:

– Высоцкого петь очень сложно. Самое трудное – уйти от стандартного исполнения, которое все привыкли слышать. Нужно увидеть что-то своё и попытаться это выразить через песню. Ведь как только возникает похожесть, сразу появляется сравнение – а сравнивать себя с Высоцким невозможно. Песни авторские, в общем-то, хороши тем, что они многослойны, и есть богатый материал для интерпретаций.

Сергей Матвеенко – человек-легенда для фестиваля. Бывший новокузнечанин, ныне москвич, приглашённая звезда. В силу ежегодного посещения мероприятия он здесь самый узнаваемый бард. В силу ежегодной же презентации сложившегося, кажется, раз и навсегда, репертуара... Ну что тут скажешь? Традиции у человека такие. Песни его талантливые мы, конечно, полюбили давно – за правду, умение подмечать важные детали и не грубый юмор. А уж из-за высказываний вроде «эти песни написаны ещё в Новокузнецке, на скамеечке около дома» его концерт был просто обречён на успех.

Виктор Третьяков – также известный автор-исполнитель, его концерт прошёл в предпоследний день фестиваля. Третьяков отличается от любого барда. Он – лирический герой, околдовывающий слушателей поэтизмом строк. Впрочем, песенный мир Третьякова весьма разнообразен, он может петь про Вселенную, весну и радугу, а может про незакрытый тюбик зубной пасты, звонаря из колхоза «Заря», друзей, которые выпивают... Он сам себе целый мир.

Александр Городницкий. Геофизик, доктор геолого-минералогических наук, профессор, исследователь Антарктиды и Северного Ледовитого океана. И один из основоположников авторской песни, мэтр, почётный гость фестиваля. Причём он вовсе не производил впечатления человека, отягощённого громкими титулами. Встреча с ним – конечно, главный подарок организаторов. Хотя сам на гитаре он редко играет (в нынешнем концерте ему аккомпанировал Валерий Куличенко), но бард он самый что ни на есть настоящий. Искренний и размышляющий, простой и доходчивый, романтик по жизни. Он нам рассказал, как побывал на НКМК, в музее, как вдохновился увиденным и услышанным и как всего за ночь написал посвящение Новокузнецку.

Александр Городницкий:

– Сегодня я впервые в жизни видел, что такое тяжёлая промышленность. Видел тяжёлый труд, опасный и необходимый. Это на меня произвело огромное впечатление. И о Новокузнецке многое узнал – в каких нечеловеческих условиях, в гиблом месте образовался такой потрясающий город. Почему его сравнивают с Ленинградом? Северная столица тоже на болоте построена. Евдокия Лопухина, первая жена Петра, говорила: «Петербургу быть пусту». Нет. Город остался и всегда будет стоять, и этот будет стоять всегда.

– От аудитории я в полном восторге. Во-первых, на концерте были записки с не дежурными вопросами, острыми, важными для всех нас. Это, собственно, и называется «авторская песня» – когда тот, кто стоит на сцене, и тот, кто сидит в зале, объединяются на основе общего доверительного отношения друг к другу и начинают серьёзный разговор. На любые темы: политическое устройство, жизнь, творчество и так далее. Это очень важно. Прав абсолютно Евтушенко: «Поэт в России больше, чем поэт».

– Песни, в принципе, не бывают «авторские», бывают плохие и хорошие. Вот пример: «Тёмная ночь». Её написал профессиональный композитор Богословский. Клавдия Шульженко её пела очень тихо, таких певцов во время войны даже называли «шептунами». Они не орали, как это сейчас происходит на эстраде. Авторская песня для меня – это особая интонация, проникающая в душу человека и заставляющая думать, волноваться, любить, ненавидеть. С моей точки зрения, сегодня она терпит глубокий кризис. Потому что если взять первое поколение авторов – там все были профессиональными поэтами. Это была форма поющейся литературы. Поэты ушли, им на смену пришли текстовики. Мой друг Олег Митяев – человек талантливый, но это уже не то, это другая культура. К сожалению, сейчас авторская песня ушла на эстраду и живёт под флагом шоу-бизнеса. И это грустно.

Анастасия ЛЕШКЕВИЧ
Фото Марины Герман и Марии Коряга

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter