RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 24.02.2011

Куда школьный курс держим?..

Как сообщал министр образования и науки России Андрей Фурсенко, с 1 сентября 2011 года на новые стандарты перейдут первые классы, с 1 сентября 2015-го – пятые, с 1 сентября 2020-го – старшая школа.

Жаркие споры среди педагогов и общественности вызвали нововведения в старших классах. Согласно проекту обязательными останутся только четыре предмета: Россия в мире, ОБЖ, физкультура, индивидуальный проект.

Предлагается ввести шесть предметных групп: русский язык и литература, иностранный язык, общественные науки, математика и информатика, естественные науки, а также искусство или предметы по выбору.

Как поясняли разработчики проекта: к старшим классам 70 процентов школьников уже определились, кем быть: гуманитариями или технарями. Собираешься стать переводчиком – выбираешь иностранный язык как профильный. Тогда получается так: два иностранных учишь углубленно, а математику, русский, историю – на уровне обычной общеобразовательной школы. То есть привычное профильное образование, только теперь оно законодательно закреплено в стандарте образования. Другое дело, что проект стандарта написан сложно, научно, и далеко не все смогли разобраться, в чём смысл предлагаемых изменений.

После долгих обсуждений проект стандарта для старшеклассников был доработан. С 15 февраля он снова в открытом доступе в Интернете, и будет там ещё как минимум месяц.

Министр Фурсенко пообещал, что не подпишет приказ об утверждении проекта стандарта для старшей школы до тех пор, пока не будет готов устраивающий всех вариант документа.

Высказать свою точку зрения о том, насколько оправдано кардинальное перекраивание образовательной программы, и приживутся ли новые стандарты в школах Новокузнецка, наша газета попросила сотрудников Института повышения квалификации.

– По поводу введения стандартов в средней школе мы не можем дать комментарий, поскольку не участвовали в обсуждении этого проекта, – пояснила старший преподаватель кафедры педагогики ИПК Елена Михеева. – Институт активно включился в дискуссию по старшей школе. Есть в этих проектах как разумное зерно, но больше, скорее, минусов. Положительная идея в том, что ученик уже в старших классов окончательно определится с вузом и будущей профессией и, соответственно, будет изучать необходимые для поступления дисциплины. Нередки случаи, когда после окончания школы выпускники растеряны, то есть фактически показывают свою неготовность к осознанному выбору.

– Конечно, сейчас в образовательных учреждениях есть факультативы, элективные курсы, профильное обучение, – продолжает специалист. – Но доля этого выбора по сравнению с предлагаемыми стандартами очень мала. С другой стороны, такой резкий скачок не оправдан. Это нарушает единое образовательное пространство. Что особенно пагубно скажется на тех детях, которые внезапно сменят школу. В проекте заявлено, что 70 процентов старшеклассников уже определились с дальнейшей специальностью. Но это цифры из разряда мифических. Мы работаем со школами и видим, что в лучшем случае этот показатель дотягивает до 30 процентов. Да и где гарантия, что ребёнок спустя некоторое время не поменяет своё решение? И, например, вместо гуманитарного профиля предпочтёт физико-математический. К тому же профильность подразумевает разные уровни. Низший уровень – это интегрированные предметы, в данном случае ученик лишь усвоит название предмета, цвет учебника и имя преподавателя.

Здесь небольшая ремарка. По замыслу авторов, старшеклассник может выбрать из каждой образовательной области лишь по одному предмету для изучения. В качестве уступки любознательности – из одной любой области можно выбрать целых два.

– По сути дела детей поставили в жёсткие рамки, – резюмирует заведующая кафедрой гуманитарного образования ИПК Татьяна Перова. – Если ученик, например, решил стать экономистом, то даже при большом желании он не имеет право выбрать русский язык и литературу. В итоге в обучении ребёнка может исчезнуть культурная составляющая. Главное – росчерком пера не потерять всё хорошее в существующем образовании.

– Школьникам предлагается новый предмет «Россия в мире», но на данный момент эта дисциплина совсем не разработана, – добавляет Елена Леонидовна. – Подразумевается, что это осмысление современного состояния России, тенденций развития страны и её положения в мире. Патриотическое воспитание необходимо, но нет специальных учебников и методических пособий. Разработчики уверяют, что успеют их выпустить до 2013 года (в 2013-м планировалось экспериментальное введение стандарта в старших классах – прим. авт.).

В число обязательных предметов попала физкультура. Об её важности никто не спорит. Наверняка ни один здравомыслящий директор или родитель не будет против популяризации этой дисциплины. В проекте занятия физкультурой в старших классах предлагается проводить три часа в неделю вместо прежних двух. Но, как утверждают наши собеседники, на сегодняшний день оборудование спортзалов далеко не всегда отвечает современным требованиям. И даже при нынешнем расписании они максимально загружены. Не стоит забывать и о том, что после физкультуры ученики отправляются на другие уроки, и не мешало бы оснастить раздевалки душами, предусмотреть и другие условия для комфортного посещения занятий.

Меж тем, по словам декана факультета повышения квалификации ИПК Татьяны Автайкиной, новые стандарты в качестве эксперимента введены в нынешнем учебном году в младших классах. Они весьма оправданы, приносят и принесут положительные плоды.

– В Кемеровской области с 1 сентября 2010 года в эксперимент вошли 154 учителя, – рассказывает Татьяна Осиповна. – На региональном уровне это три образовательных учреждения (№№44, 54, 56). Семь школ стали пилотной площадкой на уровне муниципалитета (№№4, 27, 72, 73, 77, 79, 104). Все десять школ вышли в эксперимент по апробации внеурочной деятельности учащихся первых классов. Ранее она внедрялась в школах по желанию, теперь стандарт закрепил её нормативно.

– Суть стандарта в компетентностном подходе, – добавляет Елена Михеева. – Иначе говоря, ребёнок должен уметь применять полученные знания в разных ситуациях, переносить сведения из одного предмета в другой, работать в группе. При этом учащиеся вторых – четвёртых классов экспериментальных школ получают знания по прежним программам.

Проект призван развивать творческий потенциал малыша. Причём совершенно бесплатно. Если раньше ученик из-за невысокого достатка родителей не мог посещать какие-либо кружки или секции, то сейчас для него, можно сказать, открыты все двери. Дополнительные программы реализуются за счёт государственного финансирования. Учителя же за дополнительную нагрузку получают прибавку к зарплате.

– Ребёнок может дополнительно развиваться в нескольких направлениях, – поясняет Татьяна Автайкина. – В духовно-нравственном, общекультурном, социальном и так далее. Если в школе недостаточно развита материально-техническая база, хорошими помощниками станут учреждения дополнительного образования. Например, в школах были открыты кружки «Моя любимая грамматика», «Я – патриот», «Я – исследователь». Предусмотрены выпуск стенгазет, экологические проекты, изучение иностранного языка, творческие занятия. То есть спектр достаточно широкий. В неделю отводится не более 10 часов, ребёнок может выбрать два – три кружка. При правильной реализации проекта ученик младших классов не будет перегружен.

С 1 сентября этого года новые стандарты – но теперь уже как урочной, так и внеурочной деятельности – будут введены во всех первых классах. По словам специалистов ИПК, больших изменений по сравнению с базисным планом 2004 года не предусмотрено. Единственное – предлагается введение с четвёртого класса новой обязательной дисциплины – основы духовно-нравственной культуры народов России.

– Введение этого стандарта очень целесообразно, своевременно и необходимо, – подытожила Татьяна Автайкина. – Это то, над чем работали системы развивающего обучения десятки лет. Наконец-то всех учителей мы подготовим к работе в новых условиях.

Валерия КЛИШИНА
Фото Марины Герман (из архива редакции)

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter