RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 24.02.2011

Обучая – оздоравливать, или Как поймать двух зайцев

Сохранение здоровья молодёжи является приоритетным направлением хотя бы потому, что именно от него будет зависеть общий уровень здоровья населения страны в обозримой исторической перспективе. Известно, что у многих школьников и студентов отмечаются нарушения осанки, сколиозы, близорукость, нервно-психическая неустойчивость, снижение сопротивляемости организма.

Как в процессе профессионального обучения сохранять, поддерживать здоровье студентов и обучать их навыкам здорового образа жизни? Поиском ответов на эти вопросы занялись доценты, преподаватели и аспиранты КемГУ. Они разработали проект по исследованию здоровья обучающихся, формированию у них мотивации к поддержанию здорового образа жизни в условиях экологически неблагополучного региона. Эта деятельность ведётся в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» и поддержана Министерством образования и науки РФ, которое выделило на его реализацию финансирование в размере миллиона семисот тысяч рублей.

– На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что исследований по поддержанию здоровья студенчества ведётся мало, – рассказывает Лариса Проскурякова, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии, декан гуманитарного факультета НФИ КемГУ. – В школах проводятся диспансерный учёт и медицинские осмотры учащихся. На предприятиях тоже, как правило, организуются ежегодные медосмотры сотрудников. Но если говорить про студенчество, то, определённо, существуют недостатки в организации медицинского обслуживания этой категории населения. Проблема в том, что статистики учёта заболеваний учащихся вузов не ведётся. Кустовой медицинский информационно-аналитический центр Новокузнецка обладает информацией по заболеваемости разных классов населения и возрастных групп города, но не студентов. Поэтому мы решили самостоятельно собрать сведения о состоянии здоровья этой группы населения. Выяснилось, что медпункты есть только в трёх крупных вузах города, в остальных высших учебных заведениях студенты просто предоставлены сами себе. Соответственно, и какие-либо данные о состоянии их здоровья собрать сложно. Чтобы получить какую-либо общую информацию, была проанализирована заболеваемость в выборке возрастной группы от 17 до 23 лет по данным Кустового медицинского информационно-аналитического центра Новокузнецка, оценены показатели их социального, психофизического здоровья, проведено анкетирование, собрана большая база данных.

Состояние здоровья студента в основном определяется его образом жизни и деятельностью, которые за последние годы изменились настолько, что молодой организм с трудом справляется с этой повышенной нагрузкой. Поступив в вуз, студент оказывается в новых социальных и психофизиологических условиях, а часто, и в новой климатической среде, адаптация к которым представляет собой сложный процесс. Причинами возникновения проблем со здоровьем и снижения работоспособности у студентов являются несбалансированный режим труда и отдыха, перегрузки, недосыпание, истощение центральной нервной системы. Поэтому не удивительно, что к четвёртому курсу состояние их здоровья – психического и физического – ухудшается. Это подтвердили данные, собранные преподавателями и аспирантами. Оказалось, что максимальное количество студентов страдает заболеваниями органов дыхания – бронхитом, астмой, ОРЗ и так далее. Есть и гендерные различия. Чаще за медицинской помощью обращаются девушки. В основном заболевания дыхательных путей встречаются у юношей, а среди девушек преобладают расстройства мочеполовой системы. В целом к четвёртому курсу студенты становятся более депрессивными, тревожными, но в то же время у них вырабатывается хорошая адаптация к учебному процессу, повышается стрессоустойчивость. Показатели физического здоровья – состояние дыхательной и кровеносной системы – в процессе учёбы также ухудшаются. Двигательная активность снижается, человек взрослеет, набирает массу тела. К тому же к четвёртому курсу резко падает процент посещаемости занятий по физической культуре…

Собрав и проанализировав информацию о состоянии здоровья подрастающего поколения, коллектив сотрудников и аспирантов КемГУ разработал методики для поддержки здоровья студентов, опубликовал и внедрил комплексную целевую программу «Охрана здоровья студентов в процессе обучения в учреждениях высшего профессионального образования Кемеровской области». А на базе плавательного бассейна «Олимп» создан научно-образовательный центр «Здоровье», где проводится диагностическое обследование состояния здоровья всех поступивших в НФИ КемГУ студентов.

– Мы их тестируем и распределяем на группы по состоянию здоровья, – поясняет Лариса Проскурякова. – Наше ноу-хау – модель прогноза здоровья, которая позволяет объективно оценить состояние психофизического статуса студентов. Тем, кто попал в группу – менее здоров, – мы предлагаем программу восстановления, рекомендации врачей, участие в тренингах по поддержке психического здоровья, уверенности в себе, повышению стрессоустойчивости, снижению тревожности и так далее. Также в рамках этой программы мы ввели несколько новых курсов, направленных на формирование навыков поведения в стрессовых ситуациях и адаптации к меняющимся условиям.

Налажено сотрудничество с Новокузнецким ГИУВом, центром медицинской профилактики Новокузнецка, городской больницей №9 и другими вузами города. Результаты, полученные экспериментальным путём, планируем использовать в КемГУ и его филиалах с перспективой дальнейшего продвижения в учреждения высшего профессионального образования страны. Научно-методические разработки НФИ КемГУ применяются в образовательных учреждениях Сибирского региона. В настоящее время наши материалы используются в практической деятельности Центральной научно-исследовательской лаборатории Кемеровской государственной медицинской академии, филиале Кузбасского государственного технического университета в Новокузнецке, а также Югорском государственном университете.

Проект признан лучшим экспонатом выставки «Образование. Карьера. Занятость» (2010 год), лучшей научной работой на молодёжном форуме «Университетское образование: традиции и инновации» (2010 год). Также он получил золотую медаль конкурса «Сибирские Афины» в номинации «Инновационные проекты, разработки и технологии в образовании, новые формы организации обучения».

Студенческая молодёжь вузов Новокузнецка в дальнейшем является профессиональной элитой Кузбасса, России, поэтому сохранение и поддержку её здоровья в период профессионального становления можно рассматривать как важнейшую социальную задачу общества в целом. И ярким примером экономической целесообразности и эффективности её выполнения служит инновационный подход в НФИ КемГУ. Успехов авторам проекта в этом нелёгком труде!

Дина ПРУДЬКО
Фото Марии Коряга

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter