RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 24.02.2011

История провинциальной красавицы

Если обратиться к иностранцу с вопросом, что можно считать символом России, то с вероятностью 99 процентов в ответ наряду с медведями, шапками-ушанками и водкой прозвучит: «Матрёшка». Да, круглолицая кукла-«сюрприз», скрывающая в себе целый набор маленьких собственных копий, несмотря на сравнительно молодой возраст (ей всего-то чуть больше 100 лет!), стала фактически брендом. Но в последние годы серьёзную конкуренцию «родоначальнице», вышедшей из-под кисти Малютина, составляет «провинциальная родственница» – кузнецкая матрёшка, своей эмоциональностью и необычностью не оставляющая равнодушным никого.

Своим рождением кузнецкая матрёшка обязана… «лихим 90-м». Именно в это время, когда миллионы людей во всей стране остались без работы и по сути без средств к существованию, появилось в Новокузнецке общество с ограниченной ответственностью «Творчество». В ту пору смятения и тотального ощущения собственной ненужности его создатели (а это были исключительно представительницы прекрасной половины человечества) справедливо решили, что раз государство помочь не может, спасти должен ручной труд. Женщины во главе с искусствоведом Людмилой Бендас решили заняться промыслом, но, поскольку таких традиций в Сибири и в Кузбассе в частности никогда не было, изобрести их предстояло самим. Для начало «Творчество», уже самим названием намекающее на безграничность возможностей применения таланта в их обществе, в апреле 1992 года открыло первую выставку самодеятельных художников, притом что зарегистрировалась организация лишь в марте. Целью этой экспозиции было выявить местных мастеров, посмотреть, что характерно и что может пригодиться в работе. Идей было немало – лепка, вязание, кружевоплетение, но хотелось чего-то своего, самобытного… К тому же всё делалось на домашнем уровне, а в Новокузнецке грезили о становлении собственной школы, а значит, нужны были профессионалы.

Всё сошлось к одному, когда в город приехала Лариса Исайкина. Архитектор по образованию, она некоторое время жила в Севастополе и там научилась писать матрёшку. Как только молодая женщина оказалась в поле зрения «Творчества», все поняли – то, что надо. Вскоре с центром занятости был заключён договор на обучение декоративной росписи по дереву, и Исайкина стала первым учителем. Череда приятных случайностей продолжилась, и в рядах первых учениц оказалась Маргарита Даутова. Всю жизнь проработав инженером, она всегда, как оказалось, мечтала стать художником. И именно ей сегодняшняя кузнецкая матрёшка обязана своим неповторимым очарованием. Если Исайкина определила для куклы её будущую форму, то лицо ей подарила Даутова. Но обо всём по порядку.

Профессионального навыка Ларисы писать матрёшку было недостаточно, чтобы говорить об абсолютном знании технологии и налаживании производства. Всему новокузнечанкам пришлось учиться самим – искать по книгам, ездить в командировки к другим мастерам.

– Но перед нами стоял не только вопрос «Как делать матрёшку?», но ещё и «Какую?», – вспоминает Людмила Бендас. – Задача была одна – необыкновенную. Она должна была быть со своим лицом, провинциальным, живым, непосредственным и открытым. Да, матрёшка – один из символов России, можно сказать, бренд. Их всегда было очень много, но мы не хотели просто повторить чей-то опыт. Мы пошли дальше, сделав матрёшку сюжетной.

К кузнецкой матрёшке нужно подходить с разглядыванием, чтобы не пропустить ни одного нюанса настроения, определить её отношение к жизни. Здесь нет неизменной застывшей маски традиционной многоместной куклы, каждый раз – новая история, которая легко считывается с эмоциональных «героев». Взглянем, к примеру, на матрёшку «Посиделки». Вот первый парень на деревне – с гармоникой, развесёлый, всем приятный и всеми уважаемый. Следом – его барышня. Она не поёт, а лишь семечки лузгает – судьба-то её уже решена, кавалер определён. Вот пришёл на посиделочки паренек с цветочком, очень смущённый, застенчивый. Сердце бьётся – примет ли цветочек отрада его, он не знает, сомневается. А эта красавица сидит – ещё не присматривает себе жениха, а бублик грызёт… А если выставить в ряд все десять куколок из набора «Сплетницы», то такой шум стоит, просто невероятно! Они охают, ахают, что-то шепчут друг другу, кричат... Целое действо происходит!

Все матрёшки живые, персонажные, индивидуальные. Даутова, как по нотам, могла разыграть любую эмоцию. Матрёшка перестала быть исключительно детской игрушкой, поклонниками кузнецкой красавицы стали взрослые люди, появились коллекционеры. К слову, одна из кукол под названием «Моцарт» живёт сейчас в музее Зальцбурга. Эта пятиместная матрёшка, первая из именных, имеет не только портретное изображение великого композитора, но и знакомит с пейзажами городов, взятых со старинных гравюр, связанных с жизнью творца.

Но мастера «Творчества» не забыли и том, что матрёшка – в первую очередь первоклассный дидактический материал. Она и моторику развивает, и учит различать цвета и величину, даёт основы арифметики… Но художницы пошли дальше и придумали матрёшку-книжку.

– Сначала мы делали её без текста, просто изображая мотивы русских сказок, – рассказывает Людмила Ивановна. – Можно было рассматривать куклу как настоящую сцену. Круглое лицо – как солнышко, узоры на платке – как лучи, платок как занавес, а на сцене появляются сказки… Но с нас постоянно спрашивали – а где традиции, от чего вы отталкиваетесь? И мы решили, что будем отталкиваться от лубочной картинки, начав различные вариации с текстом. С такими матрешками-книжками малыши могут не просто играть, а ещё и стишок выучить!

Меж тем, создав собственный уникальный продукт, очень быстро снискавший славу за пределами не только области, но и страны, чему свидетельствовали награды на различных выставках-ярмарках, в «Творчестве» всё равно не забывали об обучении. Совершенствуя свою технику, активно знакомились новокузнечане с опытом «корифеев» промысловых изделий, приглашая в город мастеров из Городца, Хохломы, Архангельска. Курсы, организованные по договору с центром занятости, набирали всё большую популярность. Если сначала они длились месяц, то постепенно их увеличили до восьми. Потоки на разных специальностях (их было три – декоративная роспись по дереву, вышивка и кружевоплетение, декоративная роспись по ткани) доходили до сорока человек, а за всё время курсы посетили более пятисот слушателей!

– Обучение включало не только технологию, но ещё и занятия с художниками, курс мировой художественной культуры, рисунка и композиции, – рассказывает Людмила Бендас. – Общение с художниками совершенно перестраивало сознание людей, пришедших с улицы, с «техники», производства, ведь у нас по большей части занимались именно такие. Они были просто потрясены, что кроме цеха завода, кухни и магазина есть ещё абсолютно другой мир! Менялось сознание, миропонимание, жизненная позиция. Глядя в окно, можно видеть не только мусор и грязь, но и голубое небо, птиц, зелень и радоваться этому! У нас даже появился девиз: «Творчество – это не работа, это образ жизни!»

Но в декабре 2009 года сказка закончилась. В один «прекрасный» день у общества отобрали помещение, и организация юридически прекратила своё существование. Конечно, мастера продолжают работать в домашних условиях, ведь желание творить не отберёшь «бумажным» указом, но об обучении, возможности организации женского труда уже не может быть и речи…

– Мы, конечно, не прекращаем писать матрёшку, до сих пор выставляемся на конкурсах, сейчас готовимся к очередной поездке, – говорит Людмила Ивановна. – Свою задачу мы выполнили – Новокузнецк обрёл собственный промысел, сувенир, своё выражение души и радости – кузнецкую матрёшку. Но чтобы традиции жили, их необходимо передать следующим поколениям…

Анастасия Лыкова
Фото Марии Коряга

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter