RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 03.03.2011

Турист не всегда прав

Сегодня на актуальные и для туристов, и для представителей турфирм вопросы отвечает Ирина Лисина, исполнительный директор Южно-Кузбасского некоммерческого партнёрства туристической индустрии.

– Что такое приглашение иностранцев в Россию? Кем выдаётся? Может ли выступать в качестве приглашающего юридическое лицо (турфирма)? Что для этого необходимо сделать, какими нормативными документами руководствоваться?

– Приглашение является основанием для рассмотрения вопроса о выдаче российской визы иностранным гражданам и лицам без гражданства. Данное приглашение оформляется Министерством иностранных дел РФ или его представительствами на территории Российской Федерации, а также территориальными управлениями Федеральной миграционной службы на основании письменного заявления российского юридического лица. Для того чтобы турфирма могла приглашать иностранных граждан в Российскую Федерацию, ей необходимо произвести регистрацию организации на консульское обслуживание в департаменте консульской службы Министерства иностранных дел России и получить референс-номер организации. Важно отметить, что турфирмами, которые планируют осуществлять приём иностранных туристов, могут быть только туроператоры (в соответствии с положением №335 от 9 июня 2003 года об установлении формы визы, порядка и условий её оформления и выдачи, продления срока её действия, восстановления её в случае утраты, а также порядка аннулирования визы). Регистрация организаций на консульское обслуживание в департаменте консульской службы Министерства иностранных дел России производится в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 года №1142, утвердившим положение о регистрации в Министерстве иностранных дел РФ организаций в целях оказания им консульских услуг. Регистрация действительна в течение одного года. За месяц до истечения этого срока зарегистрированная организация может обратиться в МИД России с заявлением о продлении регистрации (перерегистрации) на очередной годовой срок. Согласно правилам учёта туристических организаций, содержащимся в приложении №6 к положению об установлении формы визы, порядка и условий её оформления и выдачи, продления срока её действия, восстановления её в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утверждённым постановлением правительства РФ от 9 июня 2003 г. №335, Министерство иностранных дел РФ вносит турфирму в реестр туристических организаций, осуществляющих приём иностранных туристов, и присваивает ей учётный номер. Информация о туристической организации, включая учётный номер, направляется Министерством иностранных дел РФ в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ. В случае окончания или приостановления срока действия лицензии на осуществление туроператорской деятельности либо при поступлении от уполномоченных государственных органов информации о нарушении турфирмой законодательства РФ Министерство иностранных дел России исключает эту организацию из реестра и информирует об этом дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

– Туроператор грозит отказать в выплате комиссии турагентству. Правомерны ли его действия?

– Действия туроператора неправомерны. Договор, которым оформляются отношения туроператора с турагентством, является публичным, так как обладает его характерными чертами, указанными в статье 426 ГК РФ. Во-первых, туроператор – коммерческая организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в отношении всех лиц, изъявивших желание воспользоваться услугами. Другими словами, туроператор должен вступать в договорные отношения с любыми физическими и юридическими лицами, которые к нему обращаются. В данном случае речь идёт о турагентстве, которое обратилось к туроператору с намерением вступить в договорные отношения. Во-вторых, предметом договора между туроператором и иным лицом, определяемого как публичный, выступают обязанности по оказанию туристских услуг. Согласно статье 426 ГК РФ условия публичного договора устанавливаются одинаковые для всех лиц, кто захотел вступить в данные договорные отношения. Следовательно, туроператор не имеет права делать предпочтение одним клиентам перед другими, то же правило распространяется и на условия договора. Важно также отметить, что туроператор в своей деятельности рекламой и иными предложениями, адресованными неопределённому кругу лиц, предлагает заключить с ним соответствующий договор, то есть приглашение делать оферты (статья 437 ГК РФ). Причём данная оферта (предложение) считается публичной. Она включает в себя существенные условия будущего договора, а главное – в ней выражена воля туроператора заключить договор с каждым, кто к нему обратится. В случае если туроператор необоснованно уклоняется от заключения публичного договора, такой договор в соответствии со статьёй 445 ГК РФ может быть заключён в принудительном порядке по решению суда. Более того, туроператор, необоснованно уклоняющийся от заключения договора, должен будет возместить этому лицу причинённые отказом убытки.

– Нашим туристам, оформившим свадебный тур, туроператор предоставил номер без двуспальной кровати. Молодожёны требуют компенсации морального вреда. Как следует поступить?

– Начнём с тех случаев, в которых турфирме придётся в соответствии с законом возместить моральный вред. Если турист за компенсацией морального вреда обратился к вам, а не к туроператору, то он имеет на это полное право в соответствии со статьёй 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996 г. №132-ФЗ. Возместить моральный вред придётся, если в договоре, заключённом с туристом, указано, что турагентство обязуется организовать либо продаёт «тур для новобрачных». Также если в договоре обозначено обязательное наличие двуспальной кровати в номере, турфирма будет обязана возместить моральный вред туристу. Основанием для возмещения морального вреда в данных случаях будет несоблюдение турфирмой одного из существенных условий договора. А также недоведение до туриста достоверной информации о потребительских свойствах турпродукта (статья 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»). Возместив туристу моральный вред, а также понесённые им убытки (статья 10 вышеуказанного закона), впоследствии турагент может в регрессном порядке предъявить иск к туроператору (статья 1081 ГК РФ). В каких же случаях у туристов будет отсутствовать возможность настаивать на возмещении турфирмой нанесённого им вреда? Турфирма не будет обязана возмещать вред, причинённый туристу, и понесённые им убытки в случае, если просьба клиента о дополнительных услугах не будет оформлена в письменном виде, то есть не указана в документе.

– Каким образом можно оградить турфирму от штрафов при условии невыдачи менеджерами чека или не выписке путевки Тур-1 в момент контрольной проверки налоговыми и другими проверяющими органами?

– Чтобы турфирму оградить от штрафов, необходимо соблюдать законодательство РФ. Сейчас единственными документами, подтверждающими факт принятия денег турфирмой у туриста, являются либо кассовый чек, либо туристическая путёвка по форме ТУР 1 в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. №171 «Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчётов (или) расчётов с использованием платёжных карт без применения контрольно-кассовой техники». Важно отметить, что приходно-кассовые ордера также не имеют юридической силы, их не разрешено использовать. Если данное требование турфирмой не соблюдается, то государство имеет полное право применить к ней соответствующие санкции.

Подготовила Дина ПРУДЬКО

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter