RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 07.03.2012

Свидетель истории

4 марта 84 года исполнилось одному из старейших художников города Евгению Паршукову. Не круглая, конечно, дата, но художник накануне стал инициатором события – он подарил Новокузнецкому краеведческому музею 80 своих полотен.

Евгений Семёнович из тех новокузнечан, кого можно назвать свидетелем истории нашего города – того нового Кузнецка, который в начале–середине прошлого столетия, что называется, с нулевой отметки вырос на правом берегу Томи. Паршуков – практически коренной житель нашего города – здесь он живёт с двухлетнего возраста (в 1930 году он с родителями приехал сюда с Алтая). Так что становление индустриального центра Кузбасса происходило на его глазах.

– Всё видел – как строились мосты, как паровоз по рельсам, проложенным прямо по льду, через Томь перекатывался, представляете? – живописует нам сегодня Евгений Семёнович. – Как доменный цех КМК возводился. Как город строили на болоте. Кому-то в голову пришла гениальная мысль – протянуть трубы и по ним гнать глину для засыпки болота. С шахт, с терриконников, свозили породу, и вот этой глиной и породой наращивали толщу – ту, на которой сейчас располагается весь район, от «Коммунара» до Левого берега.

В 14 лет, во время войны, наш герой пошёл работать на шахту им. Орджоникидзе. За 250 рублей в месяц – столько тогда стоила одна буханка хлеба. С изобразительным же искусством поближе познакомился, когда перевёлся в мастерскую профкома металлургов КМК, где трудились профессиональные художники. Там ему платили уже вдвое больше, к тому же за участие в заводских ремонтных работах выдавали дополнительные талоны на обеды. Но общение с мастерами кисти и карандаша не прошло даром – юноша захотел стать художником, тем более, как выяснилось, его талант к тому располагал.

И он отправился учиться искусству в Алма-Ату, окончил театрально-художественное училище. Взращенные в этой культурной среде интересы претворять в жизнь, вернувшись в Новокузнецк-Сталинск, оказалось не так-то просто – необходимо было кормить семью, обращаясь к, так скажем, плакатно-транспарантному художественному творчеству и другим социальным заказам советского времени. За свою жизнь Паршуков успел поработать и учителем рисования в Мысках и Новокузнецке – здесь, например, трудился в 67-й и 11-й школах. И ровно 30 лет он состоял в художественном фонде, ему была выделена мастерская, в которой художник мог реализовывать свой творческий потенциал.

И здесь Евгений Семёнович отдавал пальму первенства городу. Окружающее его пространство, городские и иногда «загородные» пейзажи, люди, великие и не очень стройки находили себе красочное место в работах Паршукова. Много писал архитектуру, узнаваемые места: театральную площадь с фонтаном, дворец культуры «Алюминщик», башню с часами, виды из окна мастерской на Тольятти, улицу Кирова… «Сухую» геометрию зданий и улиц нового и новейшего времени. Героями его полотен становились коллеги-художники – портреты он почти всегда создавал по памяти, не с натуры. В поле зрения попадали и обычные горожане – прохожие, пассажиры общественного транспорта, молодёжь. Социальные картинки из жизни новокузнечан особенно стали занимать художника в последние годы.

Ныне Паршукова, кстати, знают больше по живописным работам, но много писать маслом Евгений Семёнович начал уже ближе к пенсионному возрасту. В былые годы он искусно работал и с акварелью, с помощью этой тонкой техники умея воссоздавать даже суровые и довольно-таки драматичные для глаз гуманитария индустриальные сюжеты.

Евгений Семёнович – участник городских, областных, региональных и даже всесоюзных выставок. Около 50 его произведений сейчас находится в музеях Сибири. И вот совсем недавно ещё 80 своих работ он решил безвозмездно передать в фонды нашего краеведческого музея. Часть картин ныне выставлена на всеобщее обозрение в окнах.

– Для нашего музея 2012 год – юбилейный, и такой подарок именно в юбилей для нас очень приятен, – сказала нам главный хранитель Татьяна Бабакова. – Мы благодарны художнику, считаем, что это событие в культурной жизни города. Конечно, его картины мы будем выставлять, пропагандировать, показывать. Внимание Паршукова к нашему общему городу – для нас это очень ценно.

Марина Маш

Фото Марины Герман

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter