RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 07.03.2012

Пианист

Молодой человек заходит в класс. Высокий, красивый и, похоже, очень усталый – на своём стуле он сидит, согнувшись едва ли не в три погибели. Он в брюках и свитере, из которого выглядывает белый воротничок рубашки, у него руки с тонкими и длинными, почти листовско-рахманиновскими, пальцами, которыми он то и дело барабанит по боковине своего стула. Он действительно пианист, местная знаменитость. И ему пока всего 14 лет.

Ильдар Саубанов – личность известная в новокузнецком музыкальном мире. Лауреат множества международных конкурсов, обладатель губернаторской стипендии «Юные дарования Кузбасса» и медали «Надежда Кузбасса». Состоявшийся гастролирующий артист – так уже называет мальчика его педагог по классу фортепиано Александр Тебякин. За свою десятилетнюю музыкальную карьеру (а пианистическому искусству Ильдар начал учиться с четырёх лет) юный гений успел побывать в Новосибирске, Пятигорске, Казани, Москве, Южноуральске, и ещё – в австрийском Зальцбурге (родине великого Моцарта) и баварском Бадраденхале.

В его репертуаре давно поселились серьёзные масштабные сочинения, достойные сложившихся профессионалов. За время нашей с ним встречи Ильдар сыграл (говорить он предпочитает, кстати, гораздо меньше) «Трансцендентный этюд» Листа, «Этюд» Скрябина, «Полонез» Шопена, коду из Первого концерта Чайковского – все произведения были исполнены с блеском, виртуозно и впечатляюще.

– Этюд Листа, например, – новое для меня произведение. Выучил его быстро, за полмесяца, – рассказал нам Ильдар.

Стремительность заучивания, по свидетельству Александра Викторовича, – это результат соединения в одном человеке таланта, хорошей памяти и большого практического опыта. Что же касается виртуозности, демонстрируемой в таком юном возрасте, – то и здесь свою роль сыграли, конечно, выдающиеся врождённые данные и окружающий быстроменяющийся мир.

– Скорости сейчас другие, – подтверждает Александр Викторович. – Как говорится, раньше мы на лошадках катались, а сейчас на БМВ. Технически исполнители выросли, мышление другое стало, реакция. И качество исполнения другое. Мне кажется, более совершенное, чем раньше. Я вот сейчас старых мастеров слушаю – и не всё уже нравится. Думаю, что это происходит из-за изменения информационного пространства, более насыщенного, обширного. Ильдар в этом смысле – исполнитель новой формации.

Концертные графики у Ильдара тоже солидные. В минувшую субботу, например, Ильдар представлял Первый концерт Чайковского на сцене Кемеровской областной филармонии, где играл в сопровождении симфонического оркестра. А в апреле он поедет в Париж, на профессиональный конкурс пианистов. Из значительных выступлений на 2012 год у него запланирован ещё и концерт в столице, в музее Святослава Рихтера.

Чтобы осваивать сложные произведения и долгое время «держать их в пальцах», чтобы осуществлять концертное и конкурсное расписание, необходимо заниматься ежедневно и едва ли не круглосуточно. В музыкальной школе Ильдар проводит всё своё время до вечера, приходя сюда после уроков в общеобразовательной. Все выходные – дома за инструментом. И каникулы тоже приходится посвящать занятиям, совершенствуя навыки фортепианной игры. Впрочем, для него это не в тягость, ведь музыка для Ильдара – вся жизнь.

– Если мы говорим о выборе профессии, в жертву тогда приходится приносить не только своё свободное время, но и учёбу. Совмещать всё нереально, – поясняет учитель. – Здесь так же, как у спортсменов с их многочасовыми тренировками. Музыка ведь тоже в своём роде спорт. Это воля, терпение, огромный физический труд. Многие родители говорят: «Ну что это за профессия, вот в шахте – там вкалывают». А у Ильдара папа в шахте работает, и он сам видит, какие у ребёнка сейчас колоссальные нагрузки. Плюс ещё затраты эмоциональные, которые ничем не восполнимы. Ведь приходится всё переживать, страдать в этой музыке. Если ты умираешь в какой-нибудь сонате – надо умереть. Надо воскреснуть – воскресаешь.

– А что труднее для тебя – исполнять виртуозное, наполненное техничными пассажами произведение или нечто лирическое, мелодичное?

– Второе, – признаётся Ильдар. И замечает, что самый любимый его исполнитель на данный момент – Евгений Кисин. То есть пианист, обладающий способностью «петь» на рояле, очень пластичный и тонкий музыкант. Значит, всё-таки есть куда направить свои старания, и Ильдар сам как взрослый, ответственный и талантливый человек это очень хорошо понимает.

Интересуемся, как Ильдар Саубанов переживает свой переходный возраст – ведь 14 лет для многих подростков становятся временем бунтарства и неповиновения дисциплине, планам и всяким ограничительным строгостям.

– Бывает такое, когда что-то не получается в музыке – тогда сам с собой борюсь, учить-то надо. А с окружающими нет конфликтов. Но когда чего-то не нравится («много чего», говорит наш склонный к лаконизму собеседник при попытке уточнить, чего именно, – авт.) – например, в школе общеобразовательной, кто-нибудь захочет сделать так, как ему нравится, а мне нет, – я не буду так делать никогда.

...В текущем году Ильдар собирается поступать «в Москву» – во всяком случае, на прослушивании у педагога, который преподаёт в специальной школе при консерватории, и на прослушивании в колледже при Гнесинке он уже побывал, и его пригласили на экзамены. Пожелаем же нашему герою удачи и доброго – дорожного и главное, жизненного – пути. Быть может, в скором времени он станет большой знаменитостью – во всяком случае, гордиться своим соотечественником мы вполне можем уже сейчас.

АНАСТАСИЯ МАЛИКОВА

Фото Марии Коряга

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter