RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 17.03.2011

…И имя им – «Легион»

Каждый мальчишка в детстве рисовал на альбомных листах машинки и солдатиков, пускал бумажные самолётики или представлял себя великим военачальником, выстраивая боевые порядки кораблей и танков, мечтая как минимум о завоевании мира. По прошествии лет кто-то убрал карандаши в коробку и спрятал игрушки на дальнюю полку, а кто-то с «военным делом» «завязать» так и не смог и пристрастился к новому занятию – стендовому моделизму, получив возможность стать сопричастным процессу рождения шедевра конструкторской мысли.

Создать точную копию исторической «знаменитости», будь то авианосец, истребитель или легендарный Т-34, – дело непростое. Чтобы не допустить отклонений от аналога, приходится изучать информацию, перебирать десятки чертежей и сотни фотографий… Некоторые моделисты становятся настоящими историками и с головой уходят в эту деятельность, днями и ночами штудируя архивные документы, недоступные «простым смертным». Избрав для себя узкую специализацию, они практически всю свою жизнь посвящают изучению особенностей своего «любимца», результатов модернизаций и усовершенствований, на память могут перечислить все болтики и заклёпки и по одним лишь внешним признакам определить год, месяц и номер завода, выпустившего ту или иную технику.

Конечно, многие моделисты облегчают себе труд и выбирают уже готовые наборы, в которых все необходимые детали техники уже есть. Но, хотя корпеть над чертежами и «выкраивать» устройство с нуля становится не нужно, без доработки не обходится, ведь заготовки зачастую имеют погрешности, да и от стандартов всё равно хочется уйти.

– Что такое стендовый моделизм? – рассуждает Станислав Дробышев, руководитель Новокузнецкого клуба стендового моделизма «Легион». – Взять авиамоделистов или корабелов (отношусь к ним с огромным уважением) – в большей степени они техники. Им главное, чтобы их творение работало. Стендовик же, как правило, и историк, и техник, и географ, и художник… Ведь, если выполнять, к примеру, диораму – целый фрагмент местности, – то воссоздавать картину нужно во всех подробностях. Необходимо знать даже цвет грунта и характерную для той или иной территории растительность! Большое значение имеет и то, чтобы модель не выглядела игрушкой – яркой, красивой, но всё же игрушкой. Танки и бронетехника должны нести на себе следы тяжёлой службы. Грязь, пыль, потёки масла или топлива, боевые повреждения – всё это нужно воплотить в работе. Да и самолёты редко бывают сияющими от чистоты. В общем, учитывать приходится каждую мелочь.

А «мелочей» в этом деле действительно масса, и ни одну из них в работе с детьми не упустишь. Они попросту не позволят! Каждое занятие – перекрёстный обстрел вопросами, и любопытство всех учитель обязан удовлетворить, уверен Станислав Валерьевич. Вот и получается, что ребята, развивая мелкую моторику, тренируя усидчивость и обретая навыки работы с различными инструментами и материалами, попутно расширяют свой кругозор, знакомясь с историей создания техники, конструкторами, военными операциями… Многие, кстати, потом решают связать свою судьбу с конструкторской деятельностью, поступают в институты и переходят от игрушечных моделей к настоящим.

Самому Дробышеву моделизм в своё время тоже подарил мечту – стать пилотом. Как-то в детстве Станислав увидел на подоконнике у соседских мальчишек маленький самолётик. Это была любовь с первого взгляда! Модель производства ГДР, что в то время очень высоко ценилось, щедрые друзья тут же с радостью отдали товарищу, предопределив на долгие годы его главное увлечение – авиацию. Увы, планам по поступлению в авиационное училище было не суждено сбыться, но всё же мечту частично реализовала армия.

К моменту поступления на службу в коллекции Станислава Валерьевича уже было около 70 моделей различных самолётов, но оказалось, что это ещё не предел. После образования клуба стендовых моделистов, которому, к слову, 23 февраля исполнилось семь лет, знаний по одной авиации стало недостаточно. Ведь в «Легион» помимо детей приходят и взрослые моделисты, увлекающиеся изучением и бронетехники, и флота. Обмениваются информацией и опытом, делятся секретами мастерства или что-то берут себе на заметку. Дробышеву пришлось расширить границы своих познаний, попутно обретя ещё одну «любовь» – легендарный танк Победы Т-34.

– Это величайший пласт военной истории и инженерно-технической мысли! – с упоением рассказывает Дробышев. – Десятки людей, увлечённых изучением этого танка, на протяжении долгих лет постоянно продолжают находить интересные факты, связанные с его созданием, модернизацией, боевым применением, формированием танковых подразделений. Каждый Т-34 в зависимости от завода изготовителя, года, а то и месяца выпуска имел свои отличительные особенности. Послевоенное применение этого танка не менее интересно, трудно назвать страну, где бы он ни стоял на вооружении, позднее и вовсе «переодевшись» в «гражданскую одежду»: на его базе были созданы различные тягачи, спецтехника, пожарные машины… Безусловно, для меня как жителя прославленного города с богатейшей историей и огромным вкладом в победу нашей страны в Великой Отечественной войне этот образец техники представляет особый интерес.

Сейчас в личной коллекции Станислава Валерьевича три танка Т-34 различных модификаций, ещё два ожидают завершающих штрихов, но все мысли уже о новых проектах, для которых полных ходом ведётся сбор информации.

– Каждая работа индивидуальна и особенна, но для профессионалов модель интересна лишь в процессе её создания, – признаётся Станислав Дробышев. – Ты постоянно что-то обдумываешь, примериваешь, ищешь пути решения возникающих проблем. Ты живёшь этим! Но как только модель встала на полку – всё, цель достигнута, твой замысел воплощён. Насколько качественно – это уже другой вопрос, ответить на который можно во время смотров-конкурсов. Если зрители с восторгом относятся практически ко всему, то от судей огрехов не скроешь.

Ближайший такой смотр для Станислава Валерьевича и его подопечных состоится в эти выходные в Новосибирске. К поездке на VIII Сибирский региональный слёт стендовых моделистов готовятся несколько моделей, среди которых танки Т-34, бронеавтомобили, самолёты и десантный катер. То, что с этого конкурса ребята непременно привезут медали и дипломы, сомнению не подлежит – высокая оценка их работы стала уже традиционным результатом. Но, несмотря на победы, практически каждый раз отправляться на соревнования приходится за свой счёт. «Легион», являясь самым большим клубом стендового моделизма в Сибири, пока остаётся без внимания со стороны городских властей. В таких условиях дальше Сургута новокузнечанам выбраться ни разу не удалось. Попасть на международные смотры пока – туманная перспектива…

Анастасия Лыкова
Фото Марины Герман

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter