RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 13.01.2011

Творческий дух

Прогулки по культурным местам города в январские дни сулят много интересного. Вот и новинки нашего художественного музея привлекают внимание прямо с улицы, вынуждая прохожих и посетителей подольше сохранять в себе ощущение длящегося праздника.

Праздник почти всегда начинается с разного рода оформительских мероприятий. Нынешней зимой «витрину» музея – его окна, удачно используемые в качестве дополнительной выставочной площади, – украсила рождественская инсталляция: вертеп, созданный творческим духом и руками научных сотрудников учреждения, главного художника города Александра Архиповского, а также настоятеля часовни Георгия Победоносца отца Андрея.

Разумеется, в данном значении постройка не есть синоним какого-нибудь неприглядного и недостойного места. Если обратиться к изначальной, сугубо исторической версии, вертеп – это декоративная иллюстрация какого-либо библейского сюжета. Всё началось с творческой находки одного святого по имени Франциск Ассизский, который однажды (это было в XIII веке), ради привлечения публики к торжественному богослужению, организовал полутеатрализованную композицию в маленьком итальянском гроте (вертеп в переводе со старославянского – пещера, катакомбы): разложил по полу солому, установил ясли, для пущей убедительности привёл туда ослика и быка и отслужил в таких декорациях мессу. Народу понравилось, и с тех пор сооружение вертепов стало традицией для европейцев, веке в XVII они появились и у нас – в виде многоярусных коробов с двигающимися внутри фигурками. Тот же, что обосновался в окне музея, ближе к первоисточнику: он выстлан свежим сеном, украшен еловыми ветками, звёздочками-гирляндами и «портретами» главных героев библейского действа. Нехитро, но очень празднично и красиво. Настроение уж точно повышает.

Далее по маршруту вдоль окон растянулись в приветливой южной улыбке «Лики Индии». Именно так называется фотовыставка, греющая души сибиряков видами жарких широт и призванная немного растопить суровую новокузнецкую зиму – хотя бы в окрестностях музея. Фотограф Игорь Назаров с удовольствием исполнил эту важную миссию. Он много раз бывал на полуострове Индостан, премного был очарован местностью:

– Индия привлекает своим разнообразием, колоритом и дружелюбием, – поясняет автор. – Теплота там присутствует во всех проявлениях: и климатическая, и человеческая. Вообще, это страна контрастов, в ней рядом вполне благополучно соседствуют царская роскошь и трущобы. И нет конфликтов, все друг друга терпят.

С красочных фотографий Игоря вас поприветствуют слоны, крокодилы-обезьяны и, конечно, священные недотроги – индийские бурёнки. Здесь вихрастые дети будут выпрашивать у туристов денежку или, совсем как наши юные соотечественники, стоять у ворот и грустно смотреть на улицу – погулять не отпустили... Тут полно городского транспорта – переполненные автобусы с пассажирами на крыше, усталые рикши, гужевые повозки с белокожими буйволами в упряжке, есть даже сервис-люкс в виде ручных носилок с шикарным балдахином. Природа, храмы, йоги, заклинатели змей, ряженые... Фото снабжены забавными названиями-комментариями – улыбаться они вас заставят непременно.

Вообще, Игорь Назаров, судя по всему, является заядлым путешественником: он бывал и в европейских странах, на авто пересекал родные русские просторы. Теперь хочет отправиться в Монголию и Антарктиду. Как знать, может быть каким-нибудь жарким июлем, проходя мимо музейных окон, мы увидим великолепные освежающе-полярные пейзажи, запечатлённые любознательным новокузнецким странником.

Внутри же самого музея находится экспозиция, открывшаяся под самый конец 2010 года и которая в скором времени отправится к месту своего предназначения: в село Акутиха Алтайского края, в строящийся храм преподобного Макария Алтайского. Это целый иконостас, созданный новокузнецкими живописцами и иконописцами Леонидом и Никитой Ключниковыми. Он поистине праздничен и торжественен. Яркие краски возвещают о радости жизни и силе веры; по мысли искусствоведа Ларисы Даниловой, они свидетельствуют об особенном духовном напряжении – таком, что концентрирует в себе заряд духовности большого собора. Простота же и строгость исполнения (здесь вы не увидите тяжёлых золочёных окладов – всё компенсируется энергией изображений) идёт от древнерусских традиций:

– Храм оказался близок к древним постройкам, поэтому иконостас получился именно в таком стиле, – говорит Леонид. – Если в первоначальных наших эскизах присутствовала многочисленная резьба, иконы были довольно громоздкими, то в конечном итоге нам пришлось убрать все излишества и украшательства – в соответствии с небольшим помещением храма, где должно быть представлено только основное и главное.

Леонид Ключников в разное время расписывал церкви Новокузнецка, Ленинска-Кузнецкого, кузбасских сёл. Во многом ему давно уже помогает сын Никита – тоже живописец с профессиональным образованием. Никита Леонидович принял участие и в росписи данного иконостаса, на выставке также присутствует его отдельная работа (правда, созданная для другой церкви) – икона Петра и Февронии Муромских. Династия иконописцев – дело хорошее.

АНАСТАСИЯ ЛЕШКЕВИЧ
Фото из архива НХМ

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter