RSS    Реклама на сайте

Наши читатели



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 28.03.2011

Самостоятельность в пределах разумного

Майский закон №83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (для повышения эффективности муниципальных услуг) был принят обществом неоднозначно. Определённая часть считала и считает его отступлением от завоёванных границ в области социальных гарантий, особенно в части образования и здравоохранения. В некоторых регионах прошли акции протеста против принятия этого закона к исполнению. В нашем городе переход из бюджетного статуса в автономный уже пережили несколько муниципальных учреждений, которые своим опытом доказали: не так страшен чёрт, как его малюют.

В городском Совете народных депутатов Новокузнецка прошли слушания о ходе совершенствования правового положения муниципальных учреждений, первыми поменявших свой статус, как говорится, по собственному желанию. С докладами выступили руководители комитетов образования и здравоохранения, школ, детских садов, центра «Семья». Каждый выступающий на слушаниях откровенно рассказал о трудностях и успехах в переходе на новые правовые отношения. Однозначности, конечно же, нет. Но и фатальности тоже.

Для решения возникающих в ходе выполнения закона вопросов в городском Совете была создана рабочая группа (куда вошли в том числе и депутаты-юристы). Она разработала ряд мероприятий, которые намерена выполнять в период перехода муниципальных учреждений на новые правовые рельсы (а этот период продлится до лета 2012 года).

Виталий Сафонов, директор МДОУ ДОД ДЮЦ – всем известного и популярного центра «Орион», – рассказал о трудностях и радостях перехода первым и первым же назвал самую главную препону – большой вал новой документации, с которой ранее не имели дела, а значит, не имеют и опыта. Он, действительно, достаточно обширен: закон предусматривает принятие значительного количества муниципальных нормативных актов. На муниципальном уровне принимаются документы, определяющие порядок формирования муниципального задания; принятия решений о создании бюджетных и казенных учреждений; изменения типа бюджетного учреждения; утверждения уставов этих учреждений; составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений, предоставления бюджетных инвестиций учреждениям; использования доходов учреждения от платной деятельности; составления и утверждения отчётов о результатах деятельности и использовании имущества учреждения; контроля деятельности учреждения и другие необходимые юридические действия. По требованию закона необходимо разработать распорядительные акты для урегулирования технических вопросов, утвердить изменения в уставы учреждений, согласовать форму финансового обеспечения учреждений, то есть форму субсидии. И это ещё не полный перечень документов. В ответ на этот документальный натиск муниципальное учреждение должно создать свои «симметричные» нормативные акты. Работы для руководителя – по козырёк форменной фуражки! Так что повозиться пришлось не один день.

Существует, как отметил директор, ещё и кадровый риск в эксперименте: для того чтобы успешно работать в новых финансовых условиях, необходимо иметь квалифицированные кадры. Директор центра «Орион», правда, на свои кадры не жаловался, наоборот, отмечал их профессионализм, который, собственно, и дал возможность справиться с заданием по душевому финансированию. «Орион» принял участие в проекте в составе ещё 23 учреждений. По оценке Сафонова, «эксперимент удался». Слабость его лишь в том, что не разработана точная методика расчёта.

Трудности возникали и с оплатой коммунальных услуг – директор отметил высокие коммунальные тарифы как существенный фактор сдерживания в развитии.

Своим опытом работы поделилась директор МАУ центр «Семья» Тамара Рукас. Она указала ещё одну «болевую точку» перехода: возросшие нагрузки на бухгалтера, с которыми может справиться только высококвалифицированный специалист. Предложенная «Семьей» заработная плата таких специалистов вряд ли привлечёт. Программное обеспечение бухгалтерского дела стоит очень дорого, поэтому данный нюанс перехода на автономию следует рассмотреть более подробно и, возможно, помочь учреждениям в приобретении бухгалтерских программ.

Далее директор отметила, что новый закон позволяет формировать дополнительные средства и, что самое главное, – распоряжаться ими так, как необходимо данному учреждению в этой ситуации. Главное отличие автономных организаций – самостоятельность в зарабатывании и расходовании средств, перечисление их через банк, а не через казначейство, наличие права привлечения инвестиций. Позитив ещё и в том, что можно варьировать штатным расписанием, создавать новые рабочие места и увеличивать объём предоставляемых услуг. В центре «Семья», например, сформировали группы детей, получающих образовательные услуги (оставим без изменения этот «бумажный» стиль, хотя он не отражает сути перемен), – то есть появился собственно детский сад. В период дефицита мест в дошкольных учреждениях такая услуга как нельзя кстати!

Главная идея федерального закона №83-ФЗ состоит в том, чтобы создать условия для эффективной деятельности государственных и муниципальных учреждений. Основная часть всех организаций социальной сферы является бюджетными учреждениями. Они финансируются по смете, где все параметры расходов по статьям точно определены, то есть распоряжаться руководителю нечем, надо «выполнять смету». Даже доходы учреждения от оказания платных услуг или от взносов граждан и организаций используются под жёстким контролем казначейства. А главная проблема в том, что по смете бюджетные ассигнования тратятся в том числе неэффективно. У руководителя нет полномочий направить средства на решение действительно первоочередных для учреждения задач. Он мало заинтересован в экономии бюджетных средств, так как сэкономленные деньги в конце года подлежат списанию. Более того, при утверждении сметы на следующий год экономия может обернуться снижением финансирования. Идея нового закона направлена на то, чтобы учреждение получало деньги из бюджета в форме субсидии, образно говоря, «мешком», и самостоятельно распределяло, на что их лучше потратить.

Вместе с ростом количества оказываемых образовательных услуг логично подогнать и рост цен на эти услуги, так как это самый простой путь к зарабатыванию. Но центр «Семья» от такого способа развития отказался сразу: цены здесь не менялись и не росли. Будучи оптимистами по сути, педагоги центра остаются реалистами на деле: покупательская способность населения такова, что любое повышение цен сделает услугу невостребованной, а значит, вместо прибыли учреждение получит убытки.

Заведующая МАДОУ «Детский сад №178» Ирина Домницкая поделилась своим опытом автономного «плавания». Она отметила положительные моменты самостоятельности: детский сад теперь сам выбирает поставщика продуктов питания и других товаров, оперативно решая возникающие вопросы. А главное, как отметила заведующая: отпала необходимость бессмысленной экономии. Питание детей улучшилось.

Комитет образования и науки в лице заместителя председателя Ольги Анисимовой подвёл итоги первого этапа переходного периода. Комитет – самый большой по количеству учреждений, в них трудятся более 18 тысяч работников. Триста десять учреждений станут автономными. Большая самостоятельность предполагает и большую ответственность в обеспечении доступности услуг. А опасения относительно роста цен и вследствие этого отсечения большой части населения от образовательных услуг были и остаются: закон даёт новым бюджетным учреждениям неограниченные возможности по зарабатыванию денег, поэтому они станут наращивать объём платных услуг населению, навязывать эти платные услуги за счёт сокращения объёма бесплатных услуг – рассуждают оппоненты. На деле финансовое обеспечение основных видов деятельности нового бюджетного учреждения (то есть тех, ради осуществления которых оно создано – образование, здравоохранение и так далее) осуществляется, как и раньше, в полном объёме за счёт бюджета, но только не по смете, а путём предоставления субсидий на государственное (муниципальное) задание. Такие услуги сохраняются в прежних объёмах и по-прежнему бесплатны.

В законе чётко указан исчерпывающий перечень случаев, в которых бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги – только сверх государственного задания и по дополнительным видам деятельности учреждения, не финансируемым по муниципальному заданию.

Сейчас школа получает деньги по смете, где расписаны все статьи расходов до последней копейки. Чтобы перераспределить средства, директор должен вернуть деньги в бюджет, получить «добро» от учредителя и по новой строке расходов получить сумму назад. Закон №83-ФЗ избавляет руководителя от этих сложностей. Нужны школе компьютеры, доски, учебники или мебель – пожалуйста, есть деньги – покупай! Финансы в школу придут не по смете, а общей субсидией, а руководитель сам вместе с коллективом будет решать, на что деньги потратить. Но решать не единолично, а вместе с общественными органами управления, какие есть в школе.

Наталья Ищенко, начальник управления культуры, отметила плюсы и минусы автономии культурных учреждений. В её ведомстве 61 учреждение, пять из них начали работать в автономном режиме. Руководитель подметила одну особенность: переход на автономию возможен, когда в наличии есть крепкая материальная база. То есть наличествует то, чем и за счёт чего можно зарабатывать. В своём выступлении начальник управления подчеркнула, что новый закон позволил сделать гибкой политику закупок театрального и иного реквизита, в частности обуви. Выходя напрямую на поставщиков, коллектив учреждения культуры экономит средства, которые потом вкладывает в ремонт и развитие «очага». Например, иным коллективам удалось поставить пластиковые окна в учреждении культуры или провести пожарную сигнализацию, что было практически нереально при бюджетном финансировании. Конечно, не всякое культурное учреждение сможет осилить автономию, но крупные дворцы культуры уже осваивают новые правовые пространства.

Куда сложнее с учреждениями здравоохранения. И, как справедливо заметила заместитель председателя комитета здравоохранения Ирина Крамер, назвать их деятельность «предоставлением услуг» было бы неверно, скорее, это – медицинская помощь. И здесь главное – выделить: кто и за что готов платить? При изменении статуса медицинского учреждения здесь также остаётся главным принцип – не навреди! В медицине идёт мощное развитие высокотехнологических методов лечения. А они в свою очередь – очень дорогое «удовольствие». Выступающая отметила, что переход на автономию в здравоохранении пока не даст результата, прежде надо определиться с источниками финансирования. Дайте нам деньги, и уже «завтра» поликлиники будут в лучшем виде, а пока некоторые из них (в частности на Металлургов) представляют собой жалкое зрелище – примерно так прозвучал призыв медиков. Если не будет финансирования дорогостоящих видов лечения (а оно в основном становится таким), люди будут платить за лечение сами, а это в свою очередь значительно снизит доступность медицинской помощи широким слоям населения, не имеющим дорогих страховок и наличных средств. А таких в России большинство. Переход на автономию не должен быть самоцелью. Применять такую самостоятельность надо осторожно. Ответ финансиста администрации города был коротким: бюджет в городе дефицитный, каждый житель получает дотацию по теплу и воде, если это отменить – появятся средства, и мы сразу начнём «процветать».

Верится с трудом.

Татьяна Негода

Beta! Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите enter